§ 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
Верховный Суд Российской Федерации, - говорится в ст. 126 Конституции РФ,- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, которыми осуществляется огромная работа: ежегодно они рассматривают 5 млн. гражданских дел, более 1 млн. уголовных дел, 3 млн. об административных правонарушениях и 1 млн. различных материалов.34
В феврале 2009 отмечалась торжественная дата – 86 лет со дня образования Верховного Суда РФ. Эта дата фактического образования Верховного Суда РФ. Юридическое же решение о том, что в России должен быть свой Верховный Суд, состоялось несколько раньше – в ноябре 1922 г. До октября 1917 г. в России судебную систему возглавлял Правительствующий Сенат.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Согласно ст. 19 Закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96 г. он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды.
В пределах своей компетенции он рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда 1-й инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Верховным Судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономных округов, военным судам. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральными конституционными законами.
Таким образом, Верховный Суд РФ – возглавляет судебную систему судов общей юрисдикции, представляя собой высшее звено системы судов общей юрисдикции. Как вышестоящий суд по отношению общих судов он наделен правом проверять законность и обоснованность вынесенных ими приговоров, решений, определений и постановлений, как вступивших, так и не вступивших в силу.
Решения, принятые Верховным Судом РФ по конкретным судебным делам, как правило, вступают в законную силу с момента их провозглашения (ст. 208 ГПК, ст. 31 УПК). Однако 6 июля 1998 г. Конституционный Суд РФ в своем постановлении признал положения ч.5 ст. 325 УПК не соответствующим Конституции РФ и указал, что Федеральному Собранию надлежит внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство в соответствии с требованиями ч.3 ст. 50 Конституции РФ и с учетом настоящего постановления.
В связи с этим 4 января 1999 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», «Гражданско - процессуальный кодекс РСФСР», в соответствии с которым в Верховном Суде РФ создана Кассационная коллегия, которая рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по кассационным жалобам и протестам на приговоры Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. В состав Кассационной коллегии Верховного Суда РФ входят председатель и 12 судей из других судебных коллегий Верховного Суда РФ, назначаемые Советом Федерации.
Верховный Суд РФ призван выполнять три важнейшие функции:
1) выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
2) осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью ниже стоящих судов;
3) дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.
Положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных). За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным нижестоящими судами.
Вторая тесно связана с 1-й функцией осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Это должно делаться только в процессуальных формах, то есть с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования – важное средство, призванное обеспечить независимость всех нижестоящих судов.
Третья функция тоже не изолирована от других. Ее осуществление позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.
Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также (в соответствии со ст. 104 Конституции РФ) инициативы (полномочия). В соответствии со ст. 56 Закона «О судоустройстве РФ» Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:
- рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда 1-й инстанции;
- осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции, выступая по отношению к ним кассационной и надзорной инстанцией;
- рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
- дает судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел;
- осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;
- осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством;
- имеет право направлять в Конституционный Суд РФ запросы о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов, договоров между органами власти субъектов России;
г) не вступивших в силу международных договоров России.
Он также вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В качестве суда 1-й инстанции Верховный Суд РФ рассматривает дела особой важности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей (ст. 452 и 31 п. 4 УПК РФ).
Он рассматривает по 1-й инстанции также некоторые дела, подсудные военным судам (ст. 9 федерального конституционного закона «О военных судах РФ»). Как вышестоящий суд Верховный Суд России вправе изъять любое дело из нижестоящих судов и принять к своему производству в качестве суда 1-й инстанции (ст. 452 УПК, ст. 116 ГПК). Такое решение может быть обусловлено большим общественным значением или особой сложностью дела, неправильным разрешением дела нижестоящим судом при его вторичном рассмотрении после отмены первоначального приговора (решения).
В соответствии с ч.1 ст. 47 Конституции РФ он не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда 1-й инстанции дело, подсудное нижестоящему суду (см.: п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10. 95 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»//Бюллетень Верховного Суда РФ, 1/96.).
Решения или приговоры, вынесенные высшим судебным органом РФ в качестве суда 1-й инстанции могут быть пересмотрены в порядке кассационного и надзорного производства, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. По отношению к судам общей юрисдикции субъектов РФ является кассационной инстанцией. Он проверяет жалобы (кассационные) участников процесса или по кассационному протесту прокурора законность и обоснованность не вступивших в силу приговоров и иных решений общих судов субъектов Федерации в качестве судов 1-й инстанции. Это позволяет исправить ошибки, допущенные нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении дел до вступления в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела в кассационном порядке по решениям судебных коллегий Верховного Суда РФ (Военной коллегии, коллегии по гражданским делам, коллегии по уголовным делам).
В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, а также приговоров и иных решений собственных судебных коллегий, которые вступили в силу, по представлению или жалобе участников уголовного судопроизводства. Такой надзор позволяет исправлять допущенные ошибки по конкретным делам и формировать судебную практику судов общей юрисдикции в целом.
Рассматривая дело в кассационном или надзорном порядке, Верховный Суд Российской Федерации может оставить без изменения или изменить первоначальное судебное решение, либо отменить его и направить дело на новое судебное разбирательство, а также прекратить дело. Верховный Суд РФ наделен правом отмены вступивших в силу приговоры и иные решения нижестоящих судов, а также самого Верховного Суда РФ и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение данного вопроса осуществляется им по заключению Генерального прокурора РФ.
Судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, то есть с соблюдением установленных процессуальным законом правил судопроизводства. Это гарантирует законность в деятельности самого Верховного Суда РФ и обеспечивает процессуальную независимость судей нижестоящих судов, поскольку закон определяет порядок рассмотрения дел в суде той или иной инстанции и полномочия суда соответствующего уровня и инстанции.
При рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке, а также при его возобновлении по вновь открывшимся обстоятельствам Верховный Суд РФ руководствуется теми же правилами уголовного и гражданского судопроизводства, что и другие суды, входящие в систему судов общей юрисдикции. Этот порядок зависит не от того, к какому звену судебной системы относится суд, а от инстанции, по которой рассматривается дело.
Кассационное, надзорное производство, возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а также изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и использование других полномочий, предоставленных ему законодательством, позволяет выявлять и устранять допущенные судебные ошибки и направлять судебную практику по гражданским и уголовным делам в строгом соответствии с законом.
В отличие от уголовно-процессуального гражданское процессуальное законодательство более четко дает перечень дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ по первой инстанции:
об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ;
об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;
об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных объединений;
об оспаривании решений и действий (бездействия) Центризбиркома РФ по подготовке и проведению референдумов, выборов Президента и депутатов Федерального собрания (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий);
по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов ее, а также между органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 116 ГПК).
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы