logo search
Pravovedenie

17.1. Понятие. Предмет и метод таможенного права россии

•Таможенное право — это относительно молодая отрасль российского права, существование которой именно как отрасли права до настоящего времени является спорным вопросом среди российских ученых-правоведов. Одни ученые признают только таможенное законодательство как совокупность норм, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, отрицая при этом существование таможенного права как определенной системы таможенно-правовых норм, характеризующей его как отрасль права. Другие, наоборот, допускают наличие взаимосвязей и закономерностей, позволяющих объединить эти нормы в таможенное право, но не в качестве самостоятельной отрасли, а на уровне подотрасли либо даже отдельного института) другой самостоятельной и исторически уже сложившейся отрасли российского права — административного права. И, наконец, третья категория юристов признает существование таможенного права как самостоятельной отрасли российского права.

Как бы там ни было, но в настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес (и это подробно описано в учебнике под редакцией профессора А.Ф. Ноздрачева, с. 44-47) заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту Таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела. Такого мнения придерживаются и таможенники-профессионалы — авторы учебника по курсу «Таможенное право» издательства «Экономика» (1999 г.).

Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования является основным критерием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и определяет, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т. д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него общественных отношений.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России.

Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений дает возможность судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следующие виды таможенных отношений входят в предмет регулирования таможенного права:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной таможенной службы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу организации таможенными органами правомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. III ТК РФ): возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления (разд. I УТК РФ): возникают в связи с операциями, проводимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России (разд. V ТК РФ):

возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также таможенным досмотром, учетом товаров транспортных средств, проверкой правильности уплаты таможенных платежей и т.д.

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ): возникают в связи с выполнением таможенными органами возложенных на них функций контроля за со-блюдением валютного законодательства России;

• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (разд. VIII ТК): возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением специальной статистики (ст. 213 ТК РФ) и классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношении, связанные с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ):

•возникают в связи с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде и других преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела (разд. Х и глава 63 ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможенными органами деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ), возникают в связи с предоставлением таможенными органами заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. XII ТК РФ), возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105, 106 ТК РФ),

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. XIII ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или и связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела — методе таможенного права. В обшей теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений, такие как императивный (властный) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенных, установленных нормой пределах).

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами, комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования — комбинированное применение правовых методов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте обеспечения требований норм таможенного законодательства.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского нрава, представляющую собой систему правовых норм различной принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и весьма важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые и принципы отраслевого характера.

К общеправовым принципам таможенного права относятся принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, принцип приоритета международно-правовых норм.

Активное участие в формировании таможенного права помимо Федерального Собрания, Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации принимают также Центральный банк. Министерство финансов. Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство по налогам и сборам и ряд других федеральных органов. Этот принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных органов государственной власти при решении смежных задач (например, по обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т. п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права означает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации и б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела, т. е. максимально возможное обеспечение именно правового регулирования отношений. Постоянное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей таможенно-правовые отношения, устранение имеющихся пробелов в ней — обязательные условия эффективного функционирования таможенного права, соответствия его политическим и социально-экономическим интересам России.

Принцип научности и таможенном праве предполагает опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также достижения технического прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах таможенного законодательства, регулирующих формы и методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве и находит свое отражение, в частности, в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов, в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью, в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил в возможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой и ряде иных норм.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения,

• принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.