logo search
ТамК_комм_Козырин_2004

§ 2. Обязанности, правомочия и ответственность

таможенных органов

Статья 408. Правомочия таможенных органов

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями:

1) принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 408

Для достижения поставленных задач и реализации закрепленных функций (ст. 403 ТК РФ) таможенные органы наделяются различными правомочиями.

В комментируемой статье законодатель попытался объединить в одном перечне все основные правомочия таможенных органов. Перечень остался открытым: правомочия таможенных органов могут устанавливаться также иными федеральными законами. Например, в соответствии с п. 2 ст. 30 НК РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, таможенные органы наделяются полномочиями налоговых органов.

Рассмотрим каждое из перечисленных в ст. 408 правомочий таможенных органов.

1. Принимать меры, предусмотренные ТК РФ, в целях обеспечения таможенного законодательства РФ.

За этой общей формулировкой стоит целый комплекс мер, которые принимают таможенные органы при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, взимании таможенных платежей и т.д. (например, проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств; требование обеспечить уплату таможенных платежей). Важно еще раз отметить, что все эти меры, реализуемые таможенными органами, должны быть предусмотрены ТК РФ. Законодатель устанавливает, что при осуществлении упомянутых мер таможенные органы обязаны руководствоваться нормами действующего законодательства. Это требование сформулировано им в ст. 14 (см. пп. 2 и 3 упомянутой статьи).

2. Требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления, определены в ст. 63 ТК РФ (см. комментарий к ней). Порядок представления документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, установлен в ст. 363 ТК РФ (см. комментарий к ней). Аналогичные вопросы регулируются и другими статьями ТК РФ (например, ст. 364 и др.).

3. Проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность.

Таможенные органы вступают в таможенные правоотношения в качестве участников (субъектов), наделенных властными полномочиями. Эти полномочия они реализуют для того, чтобы гарантировать соблюдение таможенного законодательства РФ и обеспечить законность в таможенной сфере. Одна из форм реализации властных полномочий таможенных органов - проверка у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документов, удостоверяющих личность.

Личность гражданина РФ устанавливается по его паспорту (заграничному или предназначенному для внутреннего пользования). Личность военнослужащего устанавливается на основании удостоверения личности или военного билета, выдаваемых командованием военных частей и военных учреждений.

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, устанавливается по виду на жительство в РФ или национальному паспорту с отметкой о регистрации в органах внутренних дел или иных уполномоченных на то органах.

Личность иностранных граждан, прибывших в РФ на временное проживание (туристическая поездка, командировка и т.п.), устанавливается по национальному паспорту и документу, разрешающему въезд на территорию РФ.

Личность несовершеннолетнего устанавливается по свидетельству о рождении или на основании записи в паспортах родителей.

4. Требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела.

Осуществляя контроль за обеспечением законности в таможенной сфере, таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие полномочия физических и юридических лиц в рамках таможенных правоотношений. Случаи, когда таможенные органы проверяют полномочия субъектов таможенных правоотношений на совершение конкретных действий или определенной деятельности в области таможенного дела, могут быть самыми разными. Ограничимся лишь несколькими примерами.

Должностное лицо таможенного органа, например, уточняет полномочия представителя юридического лица - участника таможенных правоотношений. Полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью, выданной на его имя, либо непосредственно уставом, учредительными документами (в последнем случае требуется документ, подтверждающий должностное положение лица).

В отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров, таможенные органы вправе потребовать свидетельство о включении их в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 21 ТК РФ).

В случае когда в таможенных правоотношениях участвуют представители несовершеннолетних или недееспособных физических лиц, таможенные органы требуют подтверждения их полномочий. Так, при проведении личного досмотра несовершеннолетнего или недееспособного физического лица таможенные органы уточняют полномочия его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), которые затем подписывают акт о проведении личного досмотра (ст. 373 ТК РФ).

5. Осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В ТК РФ 1993 г. основам оперативно-розыскной деятельности таможенных органов была посвящена отдельная глава. В ТК РФ 2003 г. об этой функции таможенных органов упоминается лишь в комментируемой статье (правда, как и в ТК РФ 1993 г., в новом ТК РФ сохранилась глава, в которой определяется порядок проведения контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия).

В соответствии со ст. 1 - 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*> под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то вышеупомянутым Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995 N 33. Ст. 3349.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, наделяются следующими правами (ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"):

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

3) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

5) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут предусмотренную законом ответственность.

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях:

- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов;

- выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- обеспечения собственной безопасности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативные подразделения таможенных органов наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории РФ. Согласно той же статье Закона председатель ГТК России определяет перечень оперативных подразделений, их полномочия, структуру и организацию работы.

Таможенные органы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочную закупку;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемую поставку;

- оперативный эксперимент.

Рассмотренный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (Приказ ФСНП России N 175, ФСБ России N 226, МВД России N 336, ФСО России N 201, ФПС России N 286, ГТК России N 410, СВР России N 56 от 13 мая 1998 г. "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд") <*>.

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 1998. N 23.

6. Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции.

В ТК РФ 1993 г. содержалась отдельная глава, посвященная таможенным органам как органам дознания. В новом ТК РФ об этом направлении деятельности таможенных органов содержится лишь упоминание в комментируемой статье.

В УПК РФ <*> (п. 3 ст. 151) установлено, что дознавателями таможенных органов производится дознание <**> по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.

<**> Дознание - первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.

В соответствии с п. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 188 "Контрабанда", ст. 189 "Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники", ст. 190 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран", ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" УК РФ.

7. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений.

С вступлением в силу КоАП РФ из состава ТК РФ были исключены нормы, которыми регулировались ответственность за нарушения таможенных правил и производство по делам о нарушениях таможенных правил. Соответствующие направления деятельности таможенных органов регулируются теперь КоАП РФ: глава 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела", раздел IV "Производство по делам об административных правонарушениях" и т.д.

Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях, таможенные органы проводят всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешают его в соответствии с законом, обеспечивают исполнение вынесенного постановления, а также выявляют причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2 - 16.22 КоАП РФ. Рассматривают дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов:

- председатель ГТК России, его заместители;

- начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

- начальники таможен, их заместители;

- начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

8. Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям.

Этим правомочием таможенные органы могут воспользоваться, как уже отмечалось, только в исключительных случаях, когда они, осуществляя правоохранительную деятельность, испытывают острую потребность в транспортных средствах и средствах связи для предотвращения преступления в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.

В этих целях таможенными органами могут быть изъяты на время только те транспортные средства и средства связи, которые принадлежат организациям или общественным объединениям (но не физическим лицам). Не могут быть изъяты ни при каких обстоятельствах транспортные средства и средства связи, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств, а также международным организациям.

Владельцы изъятых транспортных средств и средств связи вправе потребовать от таможенных органов возмещения понесенного имущественного вреда. Порядок возмещения имущественного вреда для таких случаев устанавливается Правительством РФ.

9. Задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения.

Этим правомочием таможенные органы активно пользуются при осуществлении правоохранительной деятельности.

Так, например, в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе при выявлении нарушений таможенных правил осуществлять административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по такому делу.

Основания задержания подозреваемого определены в ст. 91 УПК РФ.

10. Производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Данное правомочие позволяет таможенному органу эффективно выполнять функции таможенного контроля, осуществлять правоохранительную деятельность.

Видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, проводимые в соответствии с действующим законодательством, позволяют создать доказательственную базу, необходимую для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, а также за совершение преступлений в сфере таможенного дела.

Важной гарантией рассматриваемого правомочия таможенных органов является их техническое оснащение. В ст. 388 ТК РФ предусматривается, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться разнообразные технические средства, перечень и порядок применения которых определяется ГТК России. Используемые технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека.

11. Получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций.

Для того чтобы таможенные органы успешно справлялись с постановленными перед ними задачами и возложенными на них функциями, они должны обладать информацией, необходимой для принятия ими административных решений на этапах таможенного оформления и таможенного контроля.

ТК РФ закрепляет за многими лицами обязанность предоставлять таможенным органам информацию, необходимую в таможенных целях (ст. 63, 363 ТК РФ). Среди них - декларант, таможенный брокер, владелец склада временного хранения, таможенного склада, таможенный перевозчик, банки и иные кредитные организации, органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, и др.

Информация может поступать таможенным органам и от других государственных органов, с которыми ГТК России организовал межведомственное взаимодействие.

Праву таможенных органов на получение информации, необходимой для решения возложенных на них задач, соответствует обязанность использовать такую информацию в служебных целях и не предавать ее гласности.

Любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться только в таможенных целях (ст. 10 ТК РФ).

12. Выносить предупреждения с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства.

Письменные предупреждения могут выноситься в адрес руководителей, государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций, а также отдельных граждан.

Письменное предупреждение - это мера, используемая в предупредительно-профилактической работе.

В тексте такого предупреждения могут содержаться требования устранения нарушений таможенного законодательства; своевременной и полной уплаты таможенных платежей; предоставления документов и сведений в установленные сроки и т.д.

Письменное предупреждение не следует путать с предупреждением, которое выносится в соответствии с КоАП РФ (ст. 3.2) и представляет собой один из видов административного наказания.

13. Предъявлять в суды (арбитражные суды) иски и заявления. Таможенные органы вступают в процессуальные правоотношения, предъявляя в суды иски и заявления. Так, обеспечивая исполнение таможенного законодательства и защищая фискальные интересы государства, таможенные органы могут подавать иски о принудительном взыскании таможенных пошлин; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей.

14. Установление отношений консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, содействующими внешнеэкономической деятельности, их ассоциациями.

Данное правомочие отражает кардинальные изменения, произошедшие в подходах к организации взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Суть новых подходов сводится к созданию партнерских отношений между таможней и коммерсантами. Консультации с участниками внешнеэкономической деятельности, которые проводят таможенные органы, нацелены на организацию сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

Статья 409. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов

1. При осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе:

1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать транспортное средство и проводить его таможенный досмотр (статья 372);

2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

3) преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации морские (речные) суда, убывшие с таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

4) при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

2. Экипажам морских (речных) и воздушных судов таможенных органов предоставляется право на:

1) безвозмездное использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, акватории морских и речных портов, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения;

2) безвозмездное пользование преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

3) безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;

4) безвозмездное обеспечение полетов и судовождения.

Комментарий к статье 409

Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод РФ, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов.

Использование судов при проведении таможенного контроля становится в последнее время все более актуальным в связи с ростом браконьерства, незаконного пользования биоресурсами РФ.

Порядок использования судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается Правительством РФ.

В комментируемой статье законодатель определил круг правомочий таможенных органов, использующих в целях таможенного контроля морские (речные) и воздушные суда.

Таможенные органы при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, имеют право останавливать транспортное средство. Требование об остановке должно быть выполнено, в противном случае виновные могут быть привлечены к ответственности. После остановки транспортного средства таможенный орган приступает к проведению его таможенного досмотра в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (см. комментарий к ней).

Таможенный орган вправе задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ), производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено в соответствии со ст. 151 и 157 УПК РФ к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В комментируемой статье закрепляется право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ морские (речные) суда, убывшие с таможенной территории РФ без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне РФ до захода их в территориальное море иностранного государства. Таможенные органы наделяются правом преследовать и задерживать суда, если преследование было начато во внутренних водах, территориальном море РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно.

При обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела таможенные органы могут задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с КоАП РФ.

Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК РФ, таможенные органы могут производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

С целью использования морских (речных) и воздушных судов в интересах таможенного контроля законодатель установил ряд льгот, которыми могут пользоваться экипажи судов таможенных органов. Эти льготы перечислены в п. 2 комментируемой статьи.

Статья 410. Права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

1. Таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, если на указанных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автотранспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

2. В случае остановки транспортного средства вне зоны таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них не может превышать два часа. О проверке товаров и документов на них составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Принудительное помещение транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля (статья 362), допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему транспортным средством. При этом транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля, в течение времени, необходимого для его разгрузки, за исключением случая, когда транспортное средство подлежит изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 410

Для осуществления таможенного контроля за товарами, перемещаемыми автотранспортом по таможенной территории РФ, таможенные органы наделяются правом останавливать автотранспортное средство.

При этом в целях проверки перевозимых товаров и документов на них могут быть остановлены автотранспортные средства, осуществляющие как внутренние, так и международные перевозки. Основанием для остановки транспортного средства и последующей проверки товаров и документов на них является статус перевозимых товаров: они должны находиться под таможенным контролем.

Реализация права таможенного органа на остановку автотранспортного средства зависит от того, где в данный момент такое транспортное средство находится. Законодатель предусмотрел две ситуации:

1) автотранспортное средство находится в зоне таможенного контроля (см. комментарий к ст. 362 ТК РФ) - в этом случае таможенный орган вправе остановить его самостоятельно, без участия ГАИ;

2) автотранспортное средство находится за пределами зоны таможенного контроля - в этом случае его останавливает ГАИ во взаимодействии с таможенными органами.

В п. 2 комментируемой статьи определяется порядок проверки товаров и документов на них, перевозимых на автотранспортном средстве, которое было остановлено за пределами зоны таможенного контроля. Устанавливаемый порядок проверки нацелен на то, чтобы исключить возможность административного произвола, наносящего экономический ущерб деятельности транспортных и транспортно-экспедиторских компаний.

Во-первых, законодатель установил предельный срок проверки товаров вне зоны таможенного контроля, а значит, и максимальный срок задержки остановленного автотранспортного средства. Он составляет два часа.

Во-вторых, каждый случай остановки автотранспортного средства за пределами зоны таможенного контроля с целью проверки перевозимых товаров должен быть задокументирован. По результатам проверки составляется акт, форма которого определяется ГТК России. При этом один экземпляр обязательно вручается перевозчику.

В-третьих, четко определены случаи, когда таможенный орган имеет право потребовать, чтобы остановленное автотранспортное средство изменило свой маршрут и проследовало на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля. Принудительное помещение автотранспортного средства возможно лишь в случае возбуждения дела об административном правонарушении. Копия соответствующего решения или протокола должна быть передана перевозчику или лицу, управляющему автотранспортным средством. Срок принудительного помещения автотранспортного средства на территорию зоны таможенного контроля не должен превышать времени, которое необходимо для разгрузки товаров. Автотранспортное средство может быть принудительно задержано на больший срок, если оно подлежит изъятию в соответствии с действующим законодательством.

Статья 411. Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами

1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

2. Таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами.

3. При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Комментарий к статье 411

Таможенные органы осуществляют свои функции (см. ст. 403 ТК РФ и комментарий к ней) самостоятельно. Однако в целях более эффективного выполнения возложенных на них задач они взаимодействуют с другими государственными органами. Например, в соответствии с п. 1 ст. 410 ТК РФ только во взаимодействии с ГАИ таможенные органы могут остановить автотранспортное средство, перевозящее товары под таможенным контролем, за пределами зоны таможенного контроля.

Чаще всего такое взаимодействие организуется на базе нормативных правовых актов, которые ГТК России принимает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Приведем несколько примеров таких межведомственных актов: Приказ ГТК России N 167 и Минфина России N 9н от 20 февраля 2002 г. "Об утверждении порядка взаимодействия ГТК России и Минфина России по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации" <*>, Приказ ГТК России N 282 и Минюста России N 91 от 22 марта 2001 г. "Об утверждении порядка взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений Службы судебных приставов Минюста России при принудительном исполнении постановлений таможенных органов" <**> и др.

--------------------------------

<*> БНА. 2002. N 17.

<**> Приказ опубликован не был.

ГТК России может заключить с заинтересованными министерствами и ведомствами соглашения о взаимодействии (например, Соглашение от 9 июня 2001 г. ГТК России N 01-11/13 и МНС России N БГ-16-18/58 "О взаимодействии ГТК России и МНС России при осуществлении контроля за деятельностью организаций - импортеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам вышеуказанной продукции" <*>).

--------------------------------

<*> Соглашение опубликовано не было.

Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами предусмотрено в НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ "налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач".

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи отдельные действия, относящиеся к компетенции таможенных органов, могут выполняться другими государственными органами. При этом могут быть установлены функции, которые нельзя делегировать другим органам. К числу таких исключительных полномочий таможенных органов отнесен таможенный контроль. В п. 7 ст. 358 ТК РФ закреплено: "Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом".

Осуществляя контрольную и правоохранительную деятельность, таможенный орган может получить информацию об административных правонарушениях, производство по делам о которых или расследование которых отнесено к компетенции других государственных органов. Такую информацию таможенный орган обязан незамедлительно передать соответствующему государственному органу (см., например, Приказ Генпрокуратуры России N 69, МВД России N 777, ФСБ России N 425, ГТК России N 700 от 25 ноября 1997 г. "Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности России" <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.

Статья 412. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Комментарий к статье 412

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов.

В механизме контроля органов исполнительной власти наряду с ведомственным контролем выделяют также:

- общий контроль, осуществление которого связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ);

- надведомственный контроль, осуществляемый преимущественно органами межотраслевой компетенции (Минфин России, Госкомстат России и др.).

Суть ведомственного контроля состоит в проверке органами отраслевой компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, организациями, учреждениями, предприятиями.

В порядке ведомственного контроля вышестоящий орган имеет право отменить (изменить) решение нижестоящего органа или нижестоящего должностного лица, если такое решение не соответствует действующему законодательству. Вышестоящий орган принимает предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих органов или нижестоящих должностных лиц, гарантируя тем самым правовую защиту от различных проявлений административного произвола.

Осуществлению ведомственного контроля в таможенной сфере способствует построение системы таможенных органов. В соответствии с п. 1 ст. 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Взаимоотношения в системе таможенных органов строятся так, что каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали вышестоящему (вышестоящим) (см. комментарии к ст. 401 и 402 ТК РФ).

ГТК России может установить, что отдельные таможенные органы непосредственно подчиняются только ему, выводя из системы административного подчинения промежуточные органы управления - региональные таможенные управления. Например, ГТК России непосредственно подчиняются Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская и Центральная энергетическая таможни, применительно к которым региональные таможенные управления не могут осуществлять ведомственный контроль.

Статья 413. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 413

В соответствии с административным (КоАП РФ, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ <*>) и уголовным (УК РФ) законодательством должностные лица таможенных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, например за превышение служебных полномочий, злоупотребление служебными полномочиями, халатность и т.д.

--------------------------------

<*> Утвержден Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 // СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.

В п. 2 комментируемой статьи закреплена обязанность таможенных органов возмещать вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, а также неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Необходимо отметить, что гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков (в том числе упущенной выгоды) несут сами таможенные органы, а не их должностные лица, совершившие те или иные неправомерные действия.

Вред, причиненный таможенными органами и их должностными лицами, возмещается в соответствии с ГК РФ (ст. 15, 1064, 1069 и др.) и БК РФ (ст. 158, 255 и др.).

Законодатель затрагивает вопросы возмещения вреда, причиненного таможенными органами и их должностными лицами, и в некоторых других статьях ТК РФ. Так, в соответствии с п. 6 ст. 6 государство возмещает за счет казны РФ убытки, причиненные лицам вследствие недостоверной информации, предоставленной таможенными органами. В п. 4 ст. 25 предусматривается возмещение убытков, понесенных вследствие того, что информация, которую лицо запрашивало у таможенного органа, была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде. Согласно ст. 365 ТК РФ убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц (например, вскрытие упаковки при проведении таможенного досмотра, взятие пробы на экспертизу и т.д.), по общему правилу возмещению не подлежит. Вред, причиненный правомерными действиями, возмещается только тогда, когда на это есть непосредственное указание в ТК РФ или ином федеральном законе. Например, в соответствии со ст. 408 ТК РФ таможенные органы наделяются правом использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию упомянутых владельцев в порядке, определяемом Правительством РФ.

Вопросы ответственности таможенных органов и их должностных лиц наряду с ТК РФ регулируются также и НК РФ.

НК РФ (ст. 35) предусматривает ответственность таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам (плательщикам таможенных платежей) вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей.