logo search
Pravovedenie

13.1. Понятие налогового права

Налоговое право — явление относительно новое в современной финансово-правовой науке, и выявление особенностей его предмета и метода регулирования, правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой достаточно сложную, но актуальную задачу;

Налоги по своей внутренней сути неотделимы от государства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось преобразованием налоговых систем. Эволюция общественных отношений, прежде всего отношений экономических, объективно возложила на государство функцию управления обществом. Государству приходилось во все века служить своеобразным «социальным контролером», работать в качестве «сторожа» и «пожарника». Здесь требовалось и наводить внутренний общественный порядок, и следить в рамках имеющихся сил и механизмов за нормальным течением хозяйственной жизни, и отражать нападения внешних врагов, и ликвидировать последствия стихийных бедствий, и создавать хоть какую-нибудь инфраструктуру. Для всех же перечисленных и подобных работ нужны деньги, порой немалые. Чтобы мобилизовать их, использовались опять-таки налоги.

Возникает вопрос: что же такое налог, собственно говоря? С какого времени существуют налоги, где и как они возникли? Эти вопросы уводят нас в глубь веков. Поскольку налоги пришли к нам из далекого прошлого, они, так сказать, «были всегда», по крайней мере, в исторически обозримом времени. Конечно, их формы и обозначения различались между собой в такой степени, «...что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымогательстве»65.

Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Как правило, налог выступал в основном как экономическая категория и только на последних этапах развития цивилизации налог стал получать правовое содержание.

Первые исследования в сфере налогообложения можно найти уже в дореволюционной России. В этот период в юридической литературе начали появляться первые научные определения некоторых налоговых категорий, высказывались точки зрения о возможности юридического и экономического обоснования процесса собирания государственных доходов. Однако исследования проводились в большой зависимости от политической экономии, государственно-правовой науки. Трудности исследования налоговых явлений заключались в том, что две науки: экономическая и правовая — занимались налогами, каждая не считая данный институт полностью «своим». Среди ученых, проводивших исследования в области финансового права того времени, следует назвать Н. И.Тургенева, И. Я.Горлова, С. И. Иловайского, В. А.Лебедева, Э. Н. Берендтса, И. X. Озерова.

В советский период налоговое право рассматривалось как один из институтов в рамках финансовой отрасли права. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как не было необходимости создавать сложную систему налоговых правоотношений, детальную регламентацию прав и обязанностей их участников, самостоятельную систему налогового контроля. Высказывались даже мнения о необходимости отмены налогов с населения, ограничении бюджетных платежей только налогами с предприятий и организаций. Однотипность экономических условий, жесткая регламентация уровня заработной платы позволяла заранее определить сумму налога и предусмотреть его как элемент оплаты труда. Самостоятельной научной концепции налоговых правоотношений в этот период не сформировалось. Основные термины, принципы, методы регулирования налоговых отношений, соответственно, использовались из общей части финансового права. Вопросы налогового права исследовались в указанный период в работах таких ученых, как М. А. Гурвич, Е. А. Ровинский, С. Д. Цыпкин, Н. И. Химичева и другие авторы.

В настоящее время развитие налогового права характеризуется тенденцией к обособлению, выделению в самостоятельную область. Коренная реформа налогообложения нацелена на расширение их финансовой и социальной роли.

Налоговое право, несмотря на то, что является относительно новым в отечественной юриспруденции, по объему и количеству нормативных документов, изданных с 1992 г., занимает ведущее место в отечественной правовой системе и насчитывает на данный момент в общей сложности более полутора тысяч актов. Другой особенностью .современного налогового законодательства можно считать его «сверхдинамизм» и постоянную изменчивость. Так, практически в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносятся в среднем 2 раза в год. Такие ускоренные темпы развития налогового права дают повод прогнозировать в ближайшем будущем появление новой отрасли в системе российского права.

Необходимо отметить, что в основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иных подразделений внутри нее, теория права традиционно кладет предмет и метод правового регулирования, т. е. круг общественных отношений, регулируемый нормами того или иного правового образования.

Предметом регулирования налогового права является комплекс отношений, стержнем которых являются отношения между плательщиками налогов и сборов, с одной стороны, и государством и муниципальными образованиями, с другой, по поводу взимания налогов и сборов. Этим отношениям свойственно неравенство сторон, наличие субординации, соподчинения между их участниками, преобладание воли и действий одного из участников над волей и действиями другого. Это властные отношения.

Властность в этих отношениях проявляется в праве изъятия (отчуждения), в том числе путем применения принудительных мер, части имущества (денежных средств) граждан и организаций для нужд публичной власти. Вместе с тем эти отношения носят имущественный характер. Поэтому можно было бы обозначить их как имущественные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой.

Вторая группа отношений в сфере налогообложения обозначена как отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Эти отношения также принято называть отношениями по налоговому администрированию и они тесно связаны с отношениями по взиманию налогов.

Законодательство о налогах и сборах регулирует также отношения между носителями публичной власти — между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов, основываясь на конституционных нормах о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и о правомочиях органов местного самоуправления в области налогообложения и сборов.

Все иные отношения, в частности отношения в сфере налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и функционированием национальной налоговой системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения, имеют сквозной характер и так или иначе проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.

Метод правового регулирования — наиболее яркий и надежный показатель юридического своеобразия отрасли. Метод является способом правового воздействия, который характеризует качественные особенности права как института социального управления. Поэтому от метода зависят и другие характеристики, которые свойственны правовому режиму данной отрасли.

В_ принципе теория права различает два простейших приема регулирования: императивный и диспозитивный66. Государство может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (дис-позитивное регулирование).

Поскольку налоговое право рассматривается как институт финансового, административного права, то и методы правового регулирования должны использоваться соответствующие. В науке финансового права утвердилось мнение, что эта отрасль для регулирования отношений, составляющих ее предмет, использует исключительно метод, властных предписаний. Поскольку в условиях товарно-денежных отношений реализация государством своих социальных функций («общего интереса») связана с необходимостью накопления финансовых ресурсов, постольку потребность в реализации общего интереса вступает в конфликт с интересами каждого субъекта в отдельности, не заинтересованного в том, чтобы лично, за счет собственных средств принимать участие в денежных фондах государства. Поэтому в процессе финансовой деятельности государство через правовые акты (налоговое законодательство) действует по принципу «команда — исполнение». Государство в одностороннем порядке, без согласия адресата дает последнему команды, которые являются обязательными для исполнения. При регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков налогов, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и так далее. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, относящиеся к финансово-кредитным органам государства.

Итак, налоговое право представляет собой совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Основополагающей категорией налогового права является понятие налога. Налог следует рассматривать «...как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий»67.

К определению понятия «налог» можно подходить с различных точек зрения: экономической, социальной и т. д. В юридическом смысле определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым отграничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

С этой позиции Налоговый кодекс дает следующее определение налога в ст. 8: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»68. Приведенное определение базируется на двух признаках данного вида платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность, с учетом формы изъятия — отчуждение принадлежащих лицам денежных средств, и указанием цели - финансовое обеспечение деятельности государства или муниципальных образований.