logo search
ritorica

79. Речевой этикет. Его ситуации

Этикетные речения имеют много общего с фразеологией: их нельзя понимать буквально, они устойчивы в пределах опреде' ленного времени, стилистически окрашены, имеют социальные сферы использования.

Некоторые речения настолько специфичны для той или социальной группы, что служат почти паролем: так, этикет при'

220

ветствия, принятый в молодежной компании, непригоден в кру­гу, скажем, преподавателей вуза.

Встреча приветствие

Ситуации: встреча двух друзей на стадионе; учитель входит в класс — предстоит урок; стюардесса в салоне лайнера; малозна­комые мужчины говорят по телефону; дипломатическая встреча; ранним утром на берегу озера собираются рыбаки и сотни других ситуаций.

Прощание — расставание

Дружеское прощание молодых мужчин; тоже — немолодых людей; официальное прощание; прощание в неофициальной пе­реписке; пожелания при прощании — в письме и устно.

Знакомство, представление

Меня представляет другое лицо в официальных условиях; я представляюсь сам в тех же условиях; контакт на равных: у моло­дых мужчин, женщин, немолодых интеллигентов и пр.

Благодарность

У верующих христиан; в шутливой фамильярной обстановке; в разноязычной среде (например, русские и французы).

Извинения

В толпе незнакомых; в школе — ученик перед учителем (и на­оборот); шутливое в кругу молодежи.

Просьба

В официальном заявлении; в письме к незнакомому и к знако­мому; эмоциональная или нейтральная; штамп, используемый всеми (и нежелательный).

Поздравления

С праздниками; знаменательными событиями; юбилеем и пр.; с личной удачей; свадьбой; успехами; Новым годом.

Приглашения

На научную конференцию; свадьбу дочери; повестка в суд (в качестве свидетеля); на гражданскую панихиду; на похороны.

Соболезнование, утешение

В связи с кончиной близкого человека; с болезнью — ободре­ние, моральная поддержка.

Совет, предложение, приказание

Дружеский совет, предложение; от руководящего, власть иму-Щего лица.

221

Обращение

В письме — к близкому; малознакомому; официальному лицу.

Оценка

Восторженная оценка концерта, балета и пр.

  1. Составьте этикетные словари-справочники по рубрикам, приве­ денным в данной части. К каждой группе придумайте по одному этикет­ ному диалогу.

  2. Попытайтесь объяснить различия между: а) этикетным речением (повторяемым миллионы раз); б) языковым стандартом; в) языковым штампом (последнее слово имеет неодобрительный оттенок).

80. Самообразование и красноречие

Человек всего добивается сам. Мотивы, побуждения, целепо-лагание, четкий план, по ступеням, по срокам — знания и уме­ния — результат. Таковая риторика поступка, риторика действия.

Принципы работы над собой

  1. Индивидуальность, добровольность, личная заинтересован­ ность.

  1. Непрерывность, систематичность, плановость.

  1. Полный отказ от узости: подлинное владение речью возмож­ но только на прочном общекультурном фундаменте.

  1. Гармоничное сочетание теории и практики.

  2. Постоянные самоанализ и самооценка.

Уровни работы над собой

Это уровни: мотивационный, ориентационный, операционный, оценочный.

Эти уровни применимы и глобально, и локально.

  1. Уровень имитационный, подражательный и репродуктивный.

  2. Уровень моделирования, реферирования, сообщения; адап­ тационный уровень.

  3. Поисковый, эвристический уровень: собственное конструи­ рование, оригинальные решения вплоть до микрооткрытий.

  4. Творческий уровень (возможно, субъективно-творческий вна­ чале).

  5. Уровень все более полного контакта с аудиторией.

Уровни овладения культурой речи

  1. Уровень овладения нормами литературного языка (близко к 100%).

  2. Уровень овладения культурой речи в объеме риторики (со­ держание, логика, композиция, жанры, механизмы речи).

222

3. Уровень овладения формами выразительности речи, подлин­ным мастерством.

Конкретные умения и навыки как личностные качества

Общительность—коммуникабельность; организованность—точ­ность, пунктуальность; раскованность, артистизм (у каждого — в своих пределах); абсолютно свободное владение языком и рече­выми механизмами, безотказная память; креативность, стремле­ние к творчеству.