40. Общее понятие о речевом акте
Речевым актом (РА) (действием) называют любое высказывание и как текст, т. е. продукт речевой деятельности, и как весь процесс: от ситуации, требующей высказывания, к внутренней, мысленной, подготовке, через устное или письменное выражение мысли говорящего к восприятию речи слушающим или читающим, перципиентом, к пониманию речи и к другим последствиям — новому акту речи или иным действиям, что называется обратной связью. Речевой акт предполагает коммуникативную ситуацию «говорящий—слушающий», но допускаются и варианты:
а) рассроченное общение, например, переписка, рукопись, Прочитанная и, возможно, опубликованная через много лет;
б) автор один, но читателей и слушателей многие тысячи;
в) речь, обращенная к воображаемому лицу или к человеку, Который никогда не узнает об этом, или даже к самому себе.
Речевой акт по размерам может состоять из одного слова до Целой книги, которую автор писал в течение нескольких лет; в Этом случае акт создания книги как единого речевого произведе-
113
ния может распадаться на отдельные, более мелкие акты. Перечитывая спустя несколько месяцев после написания главу книги, автор сам превращается в читателя и даже критика. Иными словами, речевой акт — это в известном смысле условность, но моделирование ступеней этого действия, процесса ведет человека по пути совершенствования своей речи и общения. Модель речевого действия:
Речевой акт
Докоммуникатив- Коммуникативный Посткоммуникатив ный этап этап ный этап
а) ситуация; а) переход с мыс- обратная связь:
б) созревание моти- ленного кода на а) новый акт речи; вов высказывания; акустический или б) действия
в) внутренняя, мыс- графический; ленная, подготовка б) восприятие речи речи, ее содержания и ее понимание
и языковой формы перципиентом
Теоретически законченным речевым актом можно считать лишь полный цикл коммуникации, но на практике так бывает далеко не всегда и это не подрывает значимости теоретической модели.
Временных границ акт речи, человеческого ума и таланта, его чувств, духовного богатства вообще не имеет. «Слово о полку Иго-реве» создано восемь столетий тому назад, но акт не завершен и до наших дней. Его неизвестный автор вот уже восемь веков говорит со своими потомками.
Научная разработка речевых актов относится ко второй половине XX в.: это труды Дж. Серля, Дж. Седок, М.М.Бахтина, Н.Д.Арутюновой, Е. В. Падучевой, Н. А. Безменовой.
Черты РА как единицы теории речи:
а) намеренность (интенциональность);
б) целенаправленность, целеустремленность;
в) соответствие правилам речевого поведения, принятым в дан ном обществе, а также нормам языка;
г) речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего;
д) последовательность этапов РА создает дискурс (речь в пото ке жизни);
е) в РА говорящий оказывает на других лиц воздействие, не всегда адекватное замыслу инициатора РА.
Классы РА по целям, функциям: информативные, сообщающие; побуждающие, директивные; вопросительные, требующие информации; акты принятия обязательств; экспрессивные, выражающие эмоциональные состояния; этикетные, формулы вежливости; декларативные, заявляющие, устанавливающие порядок
114
чего-то, планирующие, оперативные; формулирующие принятые решения и др. Крупные РА обычно бывают смешанными, точнее, в них могут быть выделены разные по классам и типам элементы.
В исследованиях РА существенное место отводится личным позициям участников акта, их отношению к истинности высказанного, доброй воле. Соответствие речи, высказываний намерениям говорящего, т. е. его искренность, признается обязательным (общественное мнение).
Понятие структуры РА помогает в исследовании механизмов речи, понимании сложнейших процессов подготовки, реализации высказываний, их восприятии и понимании, а также результатов и последствий.
Велика роль ситуаций в порождении РА, их называют речевыми ситуациями, хотя это и неточно. Речь используется как инструмент разрешения ситуаций жизни: быта, труда, социальных отношений, познавательной деятельности, конфликтов.
Речевой акт крайне редко бывает самоценен: можно назвать лишь ситуацию изучения неродного языка, когда действительно высказывания на изучаемом языке имеют целью языковую правильность. Даже в ролевой игре цели выходят за пределы языковых, что, кстати, оживляет и опредмечивает обучение языку, создает иллюзию дискурса.
Рассмотрим примеры ситуаций и соответствующих им РА.
Журналист вернулся из поездки в Испанию, изучал там судебную систему. Он срочно должен подготовить статью для своей газеты, а также статью для ежемесячного журнала, где его не торопят. Специфика ситуации в том, что, в сущности, одна и та же тема должна быть разрешена в двух различных ключах: в ключе текущей политики и с прицелом на адресата, лишь поверхностно, дилетантски знакомого с проблемами судопроизводства, — и в ключе научном, для настоящих профессионалов.
Естественно, что и проблематика, и отбор фактов, и уровень аргументации, и даже языковые средства должны быть разные, так же как и объем статей, и система образов, и стиль.
Приближается день рождения сына, живущего в Иркутске. Прежде чем набрать номер телефона, отец прикинет (как бы начерно), что нужно сообщить после поздравления и что спросить у сына: у него семья, дочери 15 лет. Разговор, однако, протекает не совсем по намеченному плану, возникают неожиданные темы, Например, сын готовится к командировке в Японию. Это изменя-ет не только содержание, но и эмоциональный уровень разгово-Ра, отец забывает задать намеченный вопрос.
В обоих примерах РА сложные, их модели несколько отклоняется от общей, стандартной, структуры. Кроме того, в первом Примере оба акта могут быть обстоятельно разобраны лишь на этапе авторского конструирования, восприятие адресатом пока
115
не состоялось, и пишущий его лишь предугадывает, а обратная связь вообще в тумане.
Второй пример: телефонный разговор — это диалог, очень сложный: в нем не только два десятка реплик, т. е. самостоятельных высказываний, но можно догадаться, что и участники диалога сменяются. Здесь и эмоции, и восклицания, целая гамма интонаций... Однако речевым актом можно считать не только каждую отдельную реплику, но и весь диалог в целом. Это и есть речь в потоке жизни, хотя она (речь) и лишена картин окружающего мира.
Еще одна ситуация. Пожилой человек, участник Великой Отечественной войны, с грустью провожая своих сверстников и предвидя неизбежное, после долгих колебаний решает писать мемуары, потому что многое, что он знает, чему был свидетелем, уйдет в неизвестность вместе с ним. Он покупает толстую тетрадь — и вот уже пишет, и это часы счастья: прошедшее оживает вновь, давно ушедшие друзья становятся его собеседниками. Как будет дальше развиваться его труд, доведет ли он его до конца, хотя бы относительного? Будут ли мемуары изданы, или хотя бы приняты в архив, или их будут читать мыши на чердаке?
Количество ситуаций неисчислимо, их разнообразие беспредельно; тем не менее делаются попытки выделить типовые ситуации, моделировать их: ситуации встреч и расставаний, спора и дискуссий, учебно-познавательные, экстремальные ситуации (где на решение и высказывание отводится доля секунды), творческие, интимные, производственные ситуации.
Ситуация определяет фрейм (рамку) — модель ситуации или сценарий, в котором представлено развитие ситуации. Фрейм помогает понять, как следует воспринимать высказывание: как шутку или всерьез, как приказ или совет друга, как научный факт или предмет для дискуссии.
Моделирование ситуаций используется в прикладной лингвистике, оказывает влияние на языковые структуры высказывания, определяет выбор просодических и паралингвистических средств в общении.
В ситуации и ее модели учитываются и социокультурные, этнографические аспекты стратегии высказывания, и психология общения. Они определяют в порождении речи ее темп, стиль, меру спонтанности или строгости, степень прямолинейности в выражении позиции говорящего и т. п, а также помогают говорящему предугадывать реакции слушающего собеседника, предусмотреть возможные варианты понимания.
Сама ситуация способствует сжатию языковой структуры высказывания; речь, насыщенную эллиптическими конструкциями, называют ситуативной. Степень ситуативности неодинакова; наибольшей ситуативностью обладает речь в игре детей: отдельные вЫ-
116
крики, реплики. У взрослых ситуативность наблюдается в экстремальных условиях, высока она и в диалогах. Высокоситуативная речь характеризуется краткостью реплик, номинативными и неполными предложениями, жестами, мимикой, богатством интонаций.
Ситуация во многом определяет потребность, содержание и форму РА, но сама все же еще не входит в его состав.
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория