52. Топика. «Общие места»
Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, много раз уже встречавшееся, избитое.
Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержания речи. Само слово изобретение указывает на творческий характер инвенции. «Общие места» использовали М.В.Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. БелиН-
154
ский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что-бУ по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В. Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).
Однако подобные вопросы действительно могут оказаться полезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Александров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Основы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моделям») более 30 страниц.
Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге понятий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:
Род и вид: лиственные деревья — липа, береза.
Целое и часть: дерево — корни, ствол, ветви.
Причина и следствие: (примеры подберите сами). Сходство и различие: (примеры)
Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует
на объект, во втором случае они меняются местами.
Сопоставление и противопоставление: (примеры) Общее и частное: (примеры)
Количество и качество (количественная оценка чего-либо —
качественная оценка). Примеры единичных «общих мест»: Имя, наименование Место Время
Признаки и свойства Обстоятельства Определение Пример
И многое другое.
Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.
Предполагалось использование топов и при «изобретении», Мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не Пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.
Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, организации наблюдений, сборе и организации Материала, его отборе.
155
Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в создании текстов делового и научного стилей.
В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова или в книге А. К. Михальской «Основы риторики. Мысль и слово» найдите ма териал о топике. Из числа топов, которые не упомянуты в данной чита емой вами книге, выберите 2—3 таких, которые вас заинтересуют.
Дайте к 2 — 3 выбранным вами топам свои пояснения по следую щей схеме:
применение топа в вашем сочине-
Топ Р Р' нии, устном высказывании на конк-
описание
ретную тему.
Пример реализации (изобретения содержания) темы «Жизнь растений»:
подробное описание жиз-
деревья, кустарники, тра- _ _
тт _ ни грибов, примеры наб-
Целое и части вы, мхи, грибы, водорос- ^^ ^^ миц£_
лия и пр.
53. Возбуждение интереса слушателей (Практические советы)
Независимо от размеров высказывания в нем всегда так или иначе отражается личность говорящего, пишущего. Она проявляется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов, т. е. в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мимике, позах.
Замысел автора, его позиция определяются разными факторами: его убеждениями, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.
Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю).
Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это личность, важны все три линии: личность не может не иметь доминанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.
Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.
Кстати, контакт зависит и от расположения людей — участий' ков диалога: наилучшее общение проходит в свободном кружке,Б
1:
удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в удлиненном зале.
Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, профессии, интересов, уровня образованности, а также того, в каком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию или вынужденно.
Если все же субъект речи вынужден обстоятельствами к общению, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства, сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.
Необходимо знать также зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.
В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи возбудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь оратор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спектакль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в первом акте... К третьему акту зал опустеет.
Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.).
Признаки усталости или понижения интереса слушателей побуждают оратора оживить свою речь:
а) примерами — они обращены к чувственному познанию и дают передышку интеллекту;
б) вопросами, обращенными к слушателями, — они их акти визируют;
в) шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, воз буждает эмоции.
Если лектор заметил усталость, он может сократить лекцию, снять самый трудный материал.
Но возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заготовленный материал слишком рано: нечем заполнить время. Следовательно, говорящий должен иметь резерв материала, который Пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов На вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.
Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докладе, беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай 2—3 варианта концовки.
157
Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.
Заведите тетрадь — копилку полезных советов. Но будьте требова тельны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей, а особенно — лжи. Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к ним, достижение добрых отношений.
Составьте схему — модель всего раздела «Инвенция» от Аристоте ля до неориторики.
Не забудьте, что содержание этого раздела (как, впрочем, и последующих) адресовано лишь одной стороне акта общения — лицу говорящему, пишущему.
Но неориторика, которая включает в сферу своих интересов и вторую сторону акта, не дает этому лицу никаких преимуществ.
Постарайтесь это отразить в вашей модели.
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория