logo
ritorica

65. Парадокс

Парадокс — логическая фигура, он возбуждает мысль, ожив­ляет общение. Но в последнем — и его риторическая роль: это неожиданное, на первый взгляд, странное высказывание, резко Расходящееся с общим привычным мнением. Пример': «Язык нам Дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Ф.Ларошфуко). Мы Привыкли к другой функции языка: выражать мысли, а не скры-Вать их. Но ведь мнение Ларошфуко тоже может быть доказано Примерами из жизни! Такие умозаключения в логике называют аНтиномией.

В то же время к числу парадоксов относят и известную софис-ТиЧескую задачу «Ахиллес не догонит черепаху», в основе кото-

191

рой лежит умышленная ошибка — дискретность решающего мыш­ления.

Мастерами парадокса всегда были сатирики, юмористы, сочи­нители анекдотов, авторы 16-й страницы «Литературной газеты», Козьма Прутков.

Риторику, естественно, интересуют те виды парадоксов, кото­рые возбуждают любознательность и интересы, учат «зигзагам мысли», одновременному видению многих сторон явления, ре­шений задачи, моментальному охвату возможных вариантов по­нимания высказывания.

В то же время риторика заинтересована в парадоксе и для конст­руирования речи, ибо парадокс способствует и привлечению слу­шателей, и контакту с ними, нередко дает начало всему ходу рас­суждения.

Наконец, парадоксальные высказывания служат предметом исследований, которые могут лечь в основу создания новых пара­доксов каждым оратором. Построение парадоксального высказы­вания основывается:

а) на многозначности слов или на омонимах;

б) на паронимах;

в) на неготовности людей (слушателей) быстро переходить на чужую, другую точку зрения.

Примеры парадоксальных суждений: Тише едешь дальше бу­дешь (Пословица.); Коли нет денег на лечение будьте здоровы!; Абитуриент ради поступления в вуз идет на все даже на экзаме­ны; Мало не воруй посадят (Из газет.)

Блестящий пример мы берем из книги В. Солоухина «Осенние листья» (сборник миниатюр):

В английском парламенте один оратор устроил остальным парламен­тариям остроумную ловушку. Оратор огласил с трибуны 4 высказывания разных людей о молодежи:

  1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насме­ хается над начальством и нисколько не уважает стариков. Перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

  2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правле­ ния, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

  3. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокоз­ ненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет со­ хранить нашу культуру.

  4. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек.

Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о без­надежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами- То­гда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежи Сократу (470—399 гг. до н.э.), второе — Гесиоду (720 гг. до н.э.), третье "

192

египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет.

Получилось в парламенте очень эффектно и даже смешно.

Однако все эти культуры и правда погибли. И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.

(В. Солоухин)

Каламбур близок к парадоксу, но в нем эффект достигается не логически, а умышленно подобранным в юмористических це­лях словом, имеющим несколько значений. Например: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков); Одни стараются скрыть свои недостатки, дру­гие достатки (Ю. Ильин); Парадокс, не правда ли: надувают вкладчиков, а лопаются банки (Д. Шмелев).

Парадоксы высоко ценились во все времена, мастерами пара­докса были Бернард Шоу, Оскар Уайльд. Как парадокс расцени­вается целое крупное произведение Ж. Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», написан­ное на конкурс, объявленный в 1750 г. французской Академией.

81. Подберите и запишите не менее десяти парадоксальных суждений (из разных источников).

Составьте графическую модель парадокса «В английском парламенте» как «зигзаг мысли». Попытайтесь моделировать и другие парадоксы.

Найдите и запишите парадоксы, которые подскажет вам сама жизнь. Если вам удастся, могут получиться интересные тексты-парадоксы.

Организуйте в свободное время конкурс разнообразных текстов, в основе которых лежит парадоксальная ситуация.