logo
ritorica

3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан

Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастер­ство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне при­знаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических тра­диций Европы.

Однако в римский период усилились прагматические тенден­ции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, призна­ние его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого — М.Т.Цицерон (106—43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды — «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О дивинации», «О при­роде богов». Цицерон утверждает: свойства оратора — активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор — мыслитель, а в тревожных ситуациях — воин.

Во-вторых — это повышение роли правил, подготовки в обла­сти красноречия. Знание риторических приемов и длительные уп­ражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике осо­бенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом (око­ло 36—96 гг. н. э.). Ниже будет изложено содержание трудов Квин-тилиана.

В-третьих, эстетический фактор в мастерстве красноречия. Ци­церон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают,

12

ясеНные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого счита-П° чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, !f истая яркими словами и яркими образами, вводя даже в са-

ю прозу некий стихотворный размер, одним словом, краси-о» (Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. — л/г 1972. — С. 472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контра­стные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, оитмику речи, иносказания, намек. Его речи возбуждали мысль ^дущателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: извес­тно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).

В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании; бо­лее того, — ставил ее во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как уме­ние обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущ­ности, он приближается к современному пониманию когни­тивной роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи (христиане) тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в V в. писал, что Тул­лий был тем, «кем философия на латинском языке была начата и закончена» (Цицерон М.Т. Философские трактаты. — М., 1965. — С. 5). Философские идеи легли в основу Ренессанса, возро­дивших понятие humanitas — «человечность, гуманность, гума­низм». Как оратор, ритор и мыслитель он отразил свое бурное время, римское самосознание. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римс­кую культуру.

Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М. Ф. Квин-тилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг:

«О воспитании будущего оратора»;

«Когда отдавать отрока ритору»;

«История риторики и ее составные части»;

«Приступ, повествование...»;

«Доказательства, опровержения»;

«О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»;

«Расположение»;

«Словесное выражение»;

«Фигуры»;

«Об изобилии слов»;

«О благоприличии в слове»;

«Оратор как человек; нравственный облик».

13

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логи­кой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диа­логов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания — физического, нрав­ственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность ри­торики, по определению Квинтилиана, — союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования — это подго­товка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высше­го уровня образования юноши.

Методическая сторона его системы состоит в последовательно­сти, ступенчатости курса, в определении того, что следует знать и уметь, в установлении видов деятельности учащего и учащегося, в отработке реакции самостоятельной деятельности последнего.

Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее про­блемы:

  1. предмет риторики — красноречие и — шире — речь;

  2. функция риторики — убеждение средствами мастерства речи, языковой культуры;

  3. типы речи и сферы применения красноречия;

  4. личностные качества говорящего: его позиция, учет адреса­ та, а отчасти и позиция самого адресата;

  5. ступени ораторского действия: предмет и мысленная осно­ ва высказывания, его построение, языковое выражение, память и, наконец, исполнение;

  6. доведение перечисленного до уровня мастерства и даже ис­ кусства, особенно в части средств языкового оформления;

  7. основы оценки и самооценки речи и ее результативности.