83. Как завоевать слушателей?
Советы выступающему
Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в условиях далеко не идеальных. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):
Только граждане не хочут слушать, Гражданам бы выпить и покушать...
(Е.Евтушенко)
Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения, силой слова, и актуальностью призыва, и артистическими приемами... Не гнушайтесь советами, даже взятыми из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.
Изучайте свою аудиторию, если возможно — заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеждения, психологическое состояние в момент общения — возможно, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.
Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подведете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказа-1и: начал он неплохо, но скоро выдохся. Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения
227
внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить интерес, восстановить внимание аудитории.
Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15 — 20 минут паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Однажды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один («я еду в деревню»). — «I», — ответил другой («поезжай»).
Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления; плохо, если вы скомкаете заключительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополнительного времени.
Всегда учитывайте мотивацию слушателя, она имеет шкалу, так как обычно слушают: по принуждению -> по обязанности, служебному долгу -> по собственному волевому усилию -> по интересу, который зарождается, -> по интересу, который захватывает, —> по увлечению, с радостью.
Советы слушающему
Общение — двусторонний процесс: возможно, что слушающий даже больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:
а) ответ или новое высказывание;
б) поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым высказыванием;
в) обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего. Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важ нейшая сторона общения.
Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слу шающего: направленность внимания -> одна из форм интереса -> прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено вы сказывание —> прогнозирование содержания речи. Если речь вне запна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения мо жет не состояться.
Слушающий на основе речевого ожидания формирует свою позицию к теме, содержанию того, что он слышит. Воспринятая речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть до противоположного.
Прежде чем обнаружить свою реакцию, слушающий выверя ет возможные варианты смысла услышанного (второй план зна чения, возможно скрытый).
Есть понятие «благодарный слушатель». Он не перебивает го ворящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажа ет сказанного, проявляет интерес. Но это не означает, что он так
же легко и быстро подчинится позиции говорящего, что выяснится позднее.
Слушатель в диалоге меняет свою роль: становится говоря щим. Мена не должна быть слишком поспешна; в то же время ценится быстрота реакций.
Не исключена и такая реакция слушателей на прослушанную речь: все встают и уходят. Это тоже результат произнесенной речи, «обратная связь».
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория