logo
ritorica

83. Как завоевать слушателей?

Советы выступающему

Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в условиях далеко не идеальных. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):

Только граждане не хочут слушать, Гражданам бы выпить и покушать...

(Е.Евтушенко)

Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения, силой сло­ва, и актуальностью призыва, и артистическими приемами... Не гнушайтесь советами, даже взятыми из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.

Изучайте свою аудиторию, если возможно — заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеж­дения, психологическое состояние в момент общения — возмож­но, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.

Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подве­дете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказа-1и: начал он неплохо, но скоро выдохся. Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения

227

внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить инте­рес, восстановить внимание аудитории.

Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15 — 20 минут паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Однаж­ды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один («я еду в деревню»). — «I», — ответил другой («поезжай»).

Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления; плохо, если вы скомкаете заклю­чительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополни­тельного времени.

Всегда учитывайте мотивацию слушателя, она имеет шкалу, так как обычно слушают: по принуждению -> по обязанности, служебному долгу -> по собственному волевому усилию -> по ин­тересу, который зарождается, -> по интересу, который захваты­вает, —> по увлечению, с радостью.

Советы слушающему

Общение — двусторонний процесс: возможно, что слушаю­щий даже больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:

а) ответ или новое высказывание;

б) поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым высказыванием;

в) обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего. Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важ­ нейшая сторона общения.

  1. Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слу­ шающего: направленность внимания -> одна из форм интереса -> прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено вы­ сказывание —> прогнозирование содержания речи. Если речь вне­ запна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения мо­ жет не состояться.

  2. Слушающий на основе речевого ожидания формирует свою позицию к теме, содержанию того, что он слышит. Воспринятая речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть до противоположного.

  3. Прежде чем обнаружить свою реакцию, слушающий выверя­ ет возможные варианты смысла услышанного (второй план зна­ чения, возможно скрытый).

  4. Есть понятие «благодарный слушатель». Он не перебивает го­ ворящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажа­ ет сказанного, проявляет интерес. Но это не означает, что он так

же легко и быстро подчинится позиции говорящего, что выяс­нится позднее.

  1. Слушатель в диалоге меняет свою роль: становится говоря­ щим. Мена не должна быть слишком поспешна; в то же время ценится быстрота реакций.

  2. Не исключена и такая реакция слушателей на прослушанную речь: все встают и уходят. Это тоже результат произнесенной речи, «обратная связь».