66. Звуковая инструментовка
Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, построенные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).
Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звукозаписи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мастерство исполнения.
Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокальное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до °пер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.
Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении Л|одей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют Сйою риторическую функцию. Представим себе: собрались моло-ДЫе друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется
7 ■"•- 193
музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.
Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гимна принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, потому что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внутреннее звучание мелодии.
Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.
Вторая область звуковых средств — это голосовые средства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрадчивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:
Весь город полон голосов:
Мужских — крикливых, женских — струнных.
(А.Блок)
Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимому, здесь границы условны.
Безусловное владение средствами голоса, голосовой выразительностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушаемостью) , полётностью (слышимостью на большом расстоянии), помехоустойчивостью, выносливостью, гибкостью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).
Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуальные голосовые характеристики используются для идентификации личности).
Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к артистизму.
В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организации речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм " чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное построение высказывания.
Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное настроение:
> 194
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...
(А.С.Пушкин)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн...
(К.Бальмонт)
Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преуве-тичении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть тодчеркнута.
Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных з строке:
Милый — сокол, милый — лебедь, Как соскучится — приедет.
(Частушка)
Лила, лила, лила, качала... Белей лилей, алее лала...
(В.Хлебников)
Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю петит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, квакушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинъ-дзинь, скирли, бултых.
В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутливой речи.
Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:
Тяжелозвонкое скаканье По потрясенной мостовой.
(А С.Пушкин)
67. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Другие приемы
Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, до-тигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при 'Рямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, ■е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).
При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются [Нтонационно, да и само перенесение их на первое место притекает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и [°гическое ударение.
195
Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоздания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогрешимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:
а) иронической интонацией;
б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;
в) восклицательной интонацией всего высказывания;
г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию. Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая
жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инверсия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки. Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и пропуски легко восстанавливаются на основе:
а) контекста в монологе;
б) предыдущих реплик в диалоге;
в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уве рены).
В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) степень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняются пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), жестами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).
Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклицаний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:
Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги!
(В.А.Жуковский)
Бессказуемостное построение текста:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца...
(А.А.Фет)
Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией.
В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолчание, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам восполняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность вос-
196
принимающего речь; в его сознании, чувствах порождается образ, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо (И. С. Тургенев).
Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Барон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:
А этот? Этот мне принес Тибо — Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще...
Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расчете на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Используется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани парадокса...
Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, гигантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопический, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
(С.Есенин)
Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Македонский); Никто не мог понять, что происходит, — и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порождает хаос! (Из газет).
82. Схематически изобразите строение фигур, данных в этом параграфе. Составьте самостоятельно примеры инверсии, эллипсиса, умолчания, алогизма и градации. Найдите эти фигуры в читаемых текстах.
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория