logo
ritorica

37. «Фигуры мысли»

Культура речи и культура мысли неразделимы, несмотря на то что мысль всегда опережает озвученную или написанную речь. Внут­ренняя, мысленная, речь находится на высшей ступени по отно­шению к произнесению или письму, она, в сущности, уже почти Полностью вербализована, говорящему остается лишь ее озвучить (осуществить кодовый переход на акустические знаки) и проин-тонировать.

Поэтому еще в древности возникло понятие «фигур мысли», Иначе — логических фигур, операций. В риторике сплетаются и л°гика, и стилистика, и поэтика, и синтаксис, а в наши дни — еЩе и теория текста (лингвистика текста, синтаксис целого тек-

99

ста). К мысленным структурам и операциям наиболее применимы законы логики, а одно из важнейших требований к речи — это ее логичность, обоснованность, доказательность, непротиворечи­вость, отсутствие алогизмов, ошибок в построении мысли.

Основные мыслительные операции — анализ и синтез — чаще всего едины, но в исследовании, где требуется выделение частей изучаемого объекта, преобладает аналитическая деятельность моз­га, а при конструировании, в частности при построении речи-текста, преобладает синтез.

Анализ в языке, в речевой деятельности применяется в ауди­ровании как способ всестороннего понимания прослушанной речи, ее прямого значения, всех связей и оттенков значений, а также второго плана прослушанного высказывания, его скрытого смыс­ла, возможных вариантов скрытого смысла, линий продолжения, развития сказанного (это относится и к чтению). Анализу подвер­гаются и языковые структуры — компоненты текста, предложе­ния, состав слов и пр. с целью более точного понимания, а также в образовательных ситуациях.

В деловом мире анализу отношений, ситуаций в прогнозирова­нии возможных перспектив развития событий придается огром­ное значение, и аналитики-эксперты ценятся превыше всех.

Аналитики способны научно определять причины изучаемых явлений, излагать полученные данные в языковых формах. Анализ служит основным методом и в научных поисках, и в дипломатии, и в познавательной деятельности.

Синтез — это построение целостных структур, в частности речевых, от форм слов и предложений до целых книг, а также воссоздание разрозненных анализом текстов. Синтез имеет место не только в построении речи, но и в понимании воспринятого, ибо само понимание без синтеза невозможно. Синтез — это вос­соединение частей, создание целостной картины, целого образа и высказывания. Текст — это продукт языкового синтеза. Модель высказывания такова: анализ на подготовительных этапах и син­тез на высших этапах. Модель аудирования представляет собой следующее: синтетическое восприятие текста, анализ его деталей и вариантов, наконец, синтез на ступени понимания (и при чте­нии).

Синтетическое восприятие компонента текста — его анализ и понимание каждой составной единицы — затем опять синтети­ческое обобщение, что и приводит к пониманию. Напомним, что все эти процессы не дискретны, они протекают слитно, непре­рывно и с огромной скоростью.

Важнейшее логическое понятие — система и производные: системность (системный подход), систематичность и пр.

Здесь слово система употребляется не в философском смысле: система — это объект, где любой предмет предполагает наличие

100

внутренних связей и структуры, а в ключе работающей ло­гики, как форма устройства чего-либо, его организации, сово­купность внутренних и внешних связей, некое единство, целост­ное образование. Поэтому прилагательные системный и система­тический допускают шкалу систематичности.

Так, в целях упорядочивания чего-либо, какой-то программы действий говорят о внесении в нее системы как совокупности свя­зей, последовательности, преемственности и перспективности, нарастания или убывания каких-то качеств. А об отсутствии по­рядка, стройности, связей говорят как о бессистемности.

Естественно, что в риторике система понимается в рабочем, прагматическом смысле этого слова, как способ совершенствова­ния речевой структуры, ее содержания, а понижение системно­сти считается серьезным недостатком.

В риторике, с точки зрения точности передачи мысли в рече­вых формах, высоко ценится понятие и его определение, или дефиниция. Оно включает в себя:

а) словесное обозначение понятия;

б) его подведение под ближайший род;

в) формулирование 2—3 существенных признаков, отличаю­ щих предмет от других понятий рода.

Вот пример из морфологии:

> морфема (или часть слова)

Суффикс

» признаки (отличительные):

  1. стоит после корня слова

  2. образует слово с новым значением

  3. в слове может быть 2—3 суффикса — признак несуществен­ ный.

Логические структуры уместны в деловом и научном стилях и обычно не используются в художественном. Наряду с «общими местами» они придают тексту стройность, связность, убедитель­ность.

В этом же ряду стоят утверждение и отрицание, при­меняемые обычно в диалогах, особенно дискуссионных. Так, Утверждение может иметь такие формы: простое сообщение как Факт или факты; гипотеза как предположение и приведение аргу­ментов, подтверждающих ее; аргументы — история вопроса, под­водящая к обоснованию гипотезы; опора на мнения авторитетов, Цитирование, опубликованные данные других авторов; приведе­ние собственных данных исследования, наблюдений, эксперимен­та, математических (логических) выкладок. Сюда же может быть отнесено: предложение партнеру с аргументацией, призыв, при­казание, проект и план его реализации, концепция новой про-

101

граммы, например в социальной сфере, хозяйственной, и многое другое.

Нередко авторы утверждению предпосылают отрицание либо с целью разрушения чего-то, либо для обоснования новых пред­ложений. Сила такой конструкции речи может оказаться очень большой благодаря контрасту, сопоставлению, сравнению. При­меры такой формы выражения: доказательства ошибочнвсти пре­жних попыток решения вопроса; опровержение чужих предложе­ний и установок путем показа ошибок, противоречий; доведение чужого мнения до абсурда, ирония, сарказм; опровержение чу­жих мнений выдвижением альтернативных предложений и гипо­тез; ссылки на сходные ситуации методом аналогий и пр.

Вариантов утверждения/отрицания бесчисленное множество. В поэтике термин антитеза применяется весьма широко: от про­стой пары антонимов огромный—крохотный до контраста в замыс­ле и композиции целых книг: противостояние новаторства и кон­серватизма, добра и зла. Антитеза симметрична, например: «Лю­бовь, постепенно потухая, прошла через все фазисы равнодушия и, наконец, превратилась в положительную ненависть» (Салты­ков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина).

К рассматриваемой группе «фигур мысли» могут быть отнесе­ны и так называемые типы речи: повествование, описание, рас­суждение и контаминированный, смешанный, вариант, извест­ные из школьного курса. Риторика с давних времен огромное внимание уделяла рассуждению, разделяя его на два вида индуктивное, по модели:

Накопление фактов Их анализ и синтез Вывод

наблюдение, сопоставление фактов, микрооткрытие, эксперимент обобщения изобретение

и дедуктивное, по модели:

Гипотеза (тезис) Ее обсуждение, аргументы Вывод

то, что нужно за, против (рекомен- утверждение

подтвердить довалось до 20 и или опровер-

или опровергнуть даже более типов жение тезиса

аргументации)

Поскольку в рассуждении цель — поиск решения проблем, т. е. поиск истины, то рассуждению, доказательству, теории аргумен­тации, гипотезам бывает посвящена чуть ли не половина объема учебников логики (например: Гетманова А. Д. Логика. — М-. 1998).

Аргументы очень разнообразны (от сравнения, сходства, при­мера, от противного и пр.), но самый убедительный прием — силлогизм как фигура:

102

  1. Формулировка аксиомы, принимаемой без доказательства, л тезиса, доказанного ранее, например: Все люди потенциально разумны и, следовательно, обучаемы.

  2. Что нужно доказать: Коля Н. — нормальный человек, школьник.

3. Значит: Он может учиться, как все, и преодолеет отставание. В практике речи, особенно в быту, первый член опускается как

очевидный и такой усеченный силлогизм называется энтиме-м о й. Слушая или читая текст, мы на каждом шагу воспринимаем эту фигуру в упрощенном виде, не замечая ее и не задумываясь над тем, что убедительность мысли все же обеспечивается энти-мемой.

В заключение далеко не полного перечня «фигур мысли» ука­жем на ассоциации, т.е. на связи по какому-то одному из огромного множества видов сходства, хранимых в памяти челове­ка. Актуализация одного из этих видов вызывает в мыслях другой. Так, картина снеговых вершин вызовет у одного воспоминание о горнолыжных соревнованиях, у другого — рассказы о снежном человеке, у третьего — книгу К. Федина... Ассоциации бывают не только индивидуальные: картины весеннего леса вряд ли у кого-то вызовут мрачные мысли, тогда как упоминание о 22 июня 1941 г. вряд ли развеселит. Поскольку ассоциации обращены не только к интеллекту, но и к миру эмоций, они обладают огром­ной впечатляющей силой, особенно в общении близко знакомых людей. Ассоциации широко используются в искусствах — литера­туре, музыке, живописи, театре.