logo
ritorica

20. Духовно-нравственное слово

Р°ли вВТор°й главе этой книги уже говорилось о гомилетике и ее сКого СТоРии риторики. Здесь речь пойдет об особенностях рус-ДиЧиям °вного красноречия, связанного с православными тра-

авт°Ра <<рУсский язык, по верному наблюдению А. С. Шишкова,

Ф°РМип ассуждения о красноречии Священного писания» (1810),

вался под содержательным, нравственным и стилисти-

51

ческим влиянием вечной книги — Библии, и особенно — gB гелия, псалмов, молитв, литургических текстов. Русь, Росси ^ отличие от большинства европейских государств, где языком лигии была латынь) не знала такого периода, когда бы я?е" церковных книг и богослужения не был бы родным языком ве '* ющих. Церковно-славянский язык, несмотря на наличие прц3^ ков старины — славянского алфавита, некоторого количества ^' таревших слов и особенностей произношения — был понятен п\' ским людям и по своей близости к современному русскому, и ^' церковной службе, и по учебникам школ вплоть до начала XX j В большинстве «книг для чтения» — литературных хрестоматий ^ имели место разделы до 50 страниц, напечатанные по-церко» нославянски. В школах использовалась сравнительно-историческая методика, разработанная Ф. И. Буслаевым в 1844 г.

В XX в. все это стало невозможным и вряд ли будет восстанов­лено; мало осталось людей, знающих церковно-славянский язык кроме духовенства. Их речь, даже в светских ситуациях, и поныне отличается своеобразием манеры говорить, произношением, от­части — лексикой и фразеологией. В речи же светских языкополь-зователей славянизмы сочетались с народно-поэтическими эле­ментами, стилем пословиц, старинных песен, былин, отчасти -литературы XVIII — начала XIX вв.

Отметим особенности духовно-нравственной речи:

Очень высоки требования культуры речи, соблюдения она ориентирована на светские критерии, но в отдельных используются специфические формы, например обращение Фа' тья и сестры — не сестры.

В духовных, богословских учебных заведениях уделяется серье ное внимание постановке голоса, пению, интонациям, Telvf 'а «полетности» голоса, заучиванию на память огромного количест ^ текстов и их выразительному чтению, а также готовности памяти определенный момент «подать» нужные крылатые слова. в

Духовной среды не коснулся кризис риторики, ее запреть XX в., как и вторжение заокеанских модных рекомендаций т

52

лодвижений», теории «стремления к власти», ориенти­ры^ т фактор бессознательного и осовремененные приемы овки на ч>

к вН0СЛаБЯнизмы в речи светских людей создают окраску торжественного, одухотворенного стиля, что особен-

' поэзии, прекрасный пример которой — «Пророк» „о заметно дс. Пушкина:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим*

На перепутьи мне явился.

Перстами, легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежал.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

ний славянизмы: влачился, персты, зеницы, отверзлись, гор-Речк п^2?я^анъе^ десница, отверстая, глагол — в значении «слово,

Речк 2?ъе^ десница, отверстая, глагол в значении «слово, содрК рамматические (и фонетические) славянизмы: внял я неба звал ганье' гад морских, жало мудрыя змеи, Бога глас ко мне воз- ется' U u внемли- Такие звенящие, чеканные строки, разуме- °КаЗЫВают й й й

кт сильнейшее воздействие и на речь людей, и на ь самого языка.

Фим — ангел высшего чина, огненный.

53

*

Ценности языка сохраняются в старинных переводах Ев лия и в текстах, принадлежащих современному проповеднНг'4 «Истина есть Сам Господь. Христос сказал: «Я есмь путь и ист^ и жизнь» (Иоанн. 14, 6). «Истина есть святое Евангелие. Ист!? должна быть законом человеческого бытия. Так у настоящего х стианина: мысли, слова, дела — все едино... Если ты лжешь че^ веку, то ты обязательно, по привычке, будешь лгать и Богу. J°~ литва твоя рассыпается, словно построена она на песке» (AnvC мандрит Рафаил (Карелин). Проповеди. — М., 1997. — С. 104) **

Нравственное красноречие светского назначения обогащает ЛК) дей духовно, пополняет богатства фразеологии и афористики. Во несколько изречений из книги «Цветник духовный» (СПб., 1903! «Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобк после не раскаиваться»; «Не позволяй твоему языку опережать твоей мысли»; «Лучше учиться, ежели, не зная, учить». Одна лишь молитва «Отче наш» обогатила нас удивительными по силе рече. ниями: хлеб наш насущный, да святится имя Твое, не введи нас во искушение, и остави нам долги наши.

Лучше мудрость, не словами блистающая, но свидетельствуе­ мая делами. 1

Особое место в духовной жизни верующих принадлежит испо­веди, т. е. таинству, к которому вряд ли применимо слово красно­речие. Исповедь — это самораскрытие, раскаяние, покаяние, са­моочищение через правдивое признание в злых поступках, мыс­лях, намерениях. Это школа правдивости, искренности, нравствен­ное очищение и личности, и всего общества.

Значительна роль молитвы в нравственной, духовной жизни человека, даже если он не очень силен в вере. Тексты молитв скла­дывались тысячелетиями, в них прекрасные слова и много мудро­сти. Они обращены к Богу и наиболее почитаемым святым, но ш содержание и исполнение укрепляют силу духа людей. В молитве люди находят утешение в горе, страданиях. Молитва бывает и не по канонизированному тексту, верующий слагает ее сам, т. е. об­ращается к Богу: «Господи, дай мне силу перенести мое горе, и укрепи меня. Прости и помилуй».