11. Речевая культура цивилизаций Востока
Самая древняя из известных нам — культура Египта IV-III тысячелетий до н. э. Благодаря своему географическому положению — на стыке трех континентов — Египет имел возможность общения, развивалась словесная культура. Письменность возникла и развивалась из простейших рисунков, постепенно переходя в иероглифическую; многочисленные тексты были связаны с культом природы, животных. Эти верования сохранились вплоть до эпохи христианства. Известны тексты о священном камне, пирамидах, культовые тексты о Ниле, животворящей воде. Особенное развитие получил культ Солнца. Есть тексты, обожествляющие монарха.
В середине IV тысячелетия до н. э. возникает художественная литература. В устном коллективном творчестве распространены песни, пословицы, повторяющиеся в разных жанрах сюжеты. Для нас особенный интерес представляет пословица, посвященная силе слова и ответственности за слово: «Уста человека спасают его, н« слова его могут заставить покрыть свое лицо от стыда». Известнь1 также трудовые песни пахарей, грузчиков.
В Египте получила развитие литература путешествий; хвале»' ные тексты того времени были первым шагом к эпидейктически> речам, по Аристотелю. Они наиболее близки к ораторству, так*, как и поучительные, дидактические. Интерес представляют о разцы деловых бумаг, правила спора.
ост
Техника письма и составления текстов высокого уровня дос ла в школах, где готовили государственных служащих, и в з где обучали жрецов. Изучались стилистика, ритмика, звукоП
32
сравнения. До нас дошли письма, облеченные в художе-троГТ '^j форму, например письмо, в котором содержится кри-ствеНавТОра другого письма: «плохое смешано с изысканным», и Каалы самому себе»: «Оно (письмо) полно слов, сходящих с собственных губ, которые я сам сочинил без чужой помо- Споимеры взяты из кн.: Авдиев В.И. История древнего
Ш Востока.
Свои р
древности. Так, в Китае не было полисной демократии, нуж-РавШейся в риторике спора, обсуждения, дискуссии, свободно-обмена мнениями. В Китае II—I тысячелетий до н. э. шла борь монархий Монарх был окружен образованными и
Свои риторические модели формировались и в других культу- Т К б й
обм
ба царств, монархий. Монарх был окружен образованными и дальновидными советниками, они спорили между собой, мо-нарХ _ сильная личность — принимал или отвергал советы. Китайская культура хронологична и топонимична, по мнению китаеведа Ю. В. Рождественского, все события строго маркированы. Авторы речей, письменных текстов оперируют прогностикой на основе исторических фактов; тщательно изучается история принятия государственных решений, а также народные песни, поскольку они выражают стремления людей. Тщательно отрабатываются нормы этики, государственных ритуалов, отбирается словарь, дающий картину мира.
От оратора, как правило государственного деятеля, требуется краткость, точность, мудрость, сильное чувство и — главное — строжайшая ответственность за каждое слово. Ибо от надежности прогностики зависела судьба монархии и самого говорящего.
В кругах придворной аристократии высоко ценится поэтическое искусство. В окружении монарха идет поиск нового, эффективного стиля, культивируется внутрення речь — мысль, ясность сознания. Высоко ценятся науки, привлекаются многогранные знания в области математики, медицины, философии, поэтики. Специфика научного поиска: знание современно, но оно обращено к древности, ищет прецедентов в истории.
Идеал речевых выступлений в Китае и поныне опирается на логические выкладки, языковые (речевые) фигуры; ценится и ма-терство софистики. Стиль в китайском понимании — это то но-°е, что основано на культуре как свернутой и систематизировании истории (Ю. В. Рождественский). Новые веяния и влияния РУгих культур, разумеется, внесли немало нового- и в систему с ч^.в°Го общения, но символическое значение Великой Китайкой Стены не угасло.
топ Няя' а отчасти и современная Индия в основу своих ора-хОв Ких тРадиций положила сословную структуру общества: ду-fjbIe J^ сословие — брамины, военное — кшатрии, все осталь-сЛови шУДРы. Общение носило внутрисословный характер: соне Должны были смешиваться. Система осложнялась и раз-
33
личием языков: хинди, урду, бенгали и др., но это не щу Индии развить богатейшую палитру философских и риторичес^ традиций. Естественно, что культурные и речевые традиции дываются в среде браминов, обладавших знанием, общим тием, и сама их деятельность сводилась преимущественно к реч учебной, научной и ритуальной (литургической). В индийской тпа диции сложился образ бесконкретного, вневременного мира. В мир происходит вечное вращение, обновление, воспроизведение жизнм Речевая культура разных философских оснований направлена ня этическую, воспитательную цель. Множественность философских учений привела к развитию диалектики как инструмента -бесконечных споров. Высокого развития достигла наука, в частности языковедение. КI тысячелетию до н. э. относится становление санскрита (слово санскрит означает «язык, доведенный до совершен, ства»), оказавшего сильнейшее влияние на европейское языкознание. Следы санскрита обнаруживаются в европейских языках, включая русский.
Современный читатель может познакомиться с индийскими мировоззренческими традициями и новыми веяниями по книгам Джавахарлала Неру «Открытие Индии» и «Автобиография», изданным на русском языке.
Отметим в заключение, что в восточных цивилизациях не сложилась теоретическая концепция речевого действия, подобно древнегреческой, европейской. В практической же сфере во всех культурах развивались ораторство, ритуальная, информационная (педагогическая), императивная, художественная, дискуссионная речь.
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория