logo
ritorica

11. Речевая культура цивилизаций Востока

Самая древняя из известных нам — культура Египта IV-III тысячелетий до н. э. Благодаря своему географическому поло­жению — на стыке трех континентов — Египет имел возможность общения, развивалась словесная культура. Письменность возникла и развивалась из простейших рисунков, постепенно переходя в иероглифическую; многочисленные тексты были связаны с куль­том природы, животных. Эти верования сохранились вплоть до эпохи христианства. Известны тексты о священном камне, пирамидах, культовые тексты о Ниле, животворящей воде. Особенное развитие получил культ Солнца. Есть тексты, обожествляющие монарха.

В середине IV тысячелетия до н. э. возникает художественная литература. В устном коллективном творчестве распространены пес­ни, пословицы, повторяющиеся в разных жанрах сюжеты. Для нас особенный интерес представляет пословица, посвященная силе слова и ответственности за слово: «Уста человека спасают его, н« слова его могут заставить покрыть свое лицо от стыда». Известнь1 также трудовые песни пахарей, грузчиков.

В Египте получила развитие литература путешествий; хвале»' ные тексты того времени были первым шагом к эпидейктически> речам, по Аристотелю. Они наиболее близки к ораторству, так*, как и поучительные, дидактические. Интерес представляют о разцы деловых бумаг, правила спора.

ост

Техника письма и составления текстов высокого уровня дос ла в школах, где готовили государственных служащих, и в з где обучали жрецов. Изучались стилистика, ритмика, звукоП

32

сравнения. До нас дошли письма, облеченные в художе-троГТ '^j форму, например письмо, в котором содержится кри-ствеНавТОра другого письма: «плохое смешано с изысканным», и Каалы самому себе»: «Оно (письмо) полно слов, сходящих с собственных губ, которые я сам сочинил без чужой помо- Споимеры взяты из кн.: Авдиев В.И. История древнего

Ш Востока.

Свои р

древности. Так, в Китае не было полисной демократии, нуж-РавШейся в риторике спора, обсуждения, дискуссии, свободно-обмена мнениями. В Китае II—I тысячелетий до н. э. шла борь­ монархий Монарх был окружен образованными и

Свои риторические модели формировались и в других культу- Т К б й

обм

ба царств, монархий. Монарх был окружен образованными и дальновидными советниками, они спорили между собой, мо-нарХ _ сильная личность — принимал или отвергал советы. Ки­тайская культура хронологична и топонимична, по мнению ки­таеведа Ю. В. Рождественского, все события строго маркированы. Авторы речей, письменных текстов оперируют прогностикой на основе исторических фактов; тщательно изучается история при­нятия государственных решений, а также народные песни, по­скольку они выражают стремления людей. Тщательно отрабатыва­ются нормы этики, государственных ритуалов, отбирается сло­варь, дающий картину мира.

От оратора, как правило государственного деятеля, требуется краткость, точность, мудрость, сильное чувство и — главное — строжайшая ответственность за каждое слово. Ибо от надежности прогностики зависела судьба монархии и самого говорящего.

В кругах придворной аристократии высоко ценится поэтиче­ское искусство. В окружении монарха идет поиск нового, эффек­тивного стиля, культивируется внутрення речь — мысль, ясность сознания. Высоко ценятся науки, привлекаются многогранные знания в области математики, медицины, философии, поэтики. Специфика научного поиска: знание современно, но оно обра­щено к древности, ищет прецедентов в истории.

Идеал речевых выступлений в Китае и поныне опирается на логические выкладки, языковые (речевые) фигуры; ценится и ма-терство софистики. Стиль в китайском понимании — это то но-°е, что основано на культуре как свернутой и систематизирован­ии истории (Ю. В. Рождественский). Новые веяния и влияния РУгих культур, разумеется, внесли немало нового- и в систему с ч^.в°Го общения, но символическое значение Великой Китай­кой Стены не угасло.

топ Няя' а отчасти и современная Индия в основу своих ора-хОв Ких тРадиций положила сословную структуру общества: ду-fjbIe J^ сословие — брамины, военное — кшатрии, все осталь-сЛови шУДРы. Общение носило внутрисословный характер: со­не Должны были смешиваться. Система осложнялась и раз-

33

личием языков: хинди, урду, бенгали и др., но это не щу Индии развить богатейшую палитру философских и риторичес^ традиций. Естественно, что культурные и речевые традиции дываются в среде браминов, обладавших знанием, общим тием, и сама их деятельность сводилась преимущественно к реч учебной, научной и ритуальной (литургической). В индийской тпа диции сложился образ бесконкретного, вневременного мира. В мир происходит вечное вращение, обновление, воспроизведение жизнм Речевая культура разных философских оснований направлена ня этическую, воспитательную цель. Множественность философских учений привела к развитию диалектики как инструмента -беско­нечных споров. Высокого развития достигла наука, в частности языковедение. КI тысячелетию до н. э. относится становление сан­скрита (слово санскрит означает «язык, доведенный до совершен, ства»), оказавшего сильнейшее влияние на европейское языко­знание. Следы санскрита обнаруживаются в европейских языках, включая русский.

Современный читатель может познакомиться с индийскими мировоззренческими традициями и новыми веяниями по книгам Джавахарлала Неру «Открытие Индии» и «Автобиография», из­данным на русском языке.

Отметим в заключение, что в восточных цивилизациях не сло­жилась теоретическая концепция речевого действия, подобно древ­негреческой, европейской. В практической же сфере во всех культу­рах развивались ораторство, ритуальная, информационная (педа­гогическая), императивная, художественная, дискуссионная речь.