logo
ritorica

61. Период

В старых риториках речь подразделялась на отрывистую и пе­риодическую, т.е. состоящую из крупных, усложненных предло­жений. Однако понятие «период» более связывалось с особым типом усложнения: это предложение или компонент текста (сложное синтаксическое целое), которые как бы распадаются на две части. Обычно первая, большая, часть с восходящей инто­нацией состояла из нескольких сегментов; вторая, разрешающая, часть имела нисходящий тон. Период создает богатые возможнос­ти ораторской речи, ступени смысла и раскаты голоса. Модель периода:

Вер

ш и

н а

и

с

е

н /

\

т

\

У

аподосис

протасис

/

У у

У

ступени,

или

колонны

\

е

ст

ни

Эта фигура определяет смысл, содержание и интонацию: вне­шнюю, звучащую при устном исполнении, и внутреннюю, эмо­циональную, при чтении «про себя».

Различают периоды временные, противительные, ус­ловные, заключительно-обобщающие и др. (по соот­ношению второй и первой частей). Возможна аналогия с предло­жениями, входящими в состав сложного.

Образцы периодов находим в речах Демосфена, в проповедях ранних христиан, у протопопа Аввакума. Удивительным мастером периода был М. Ю.Лермонтов: это вторая часть «Смерти поэта», сочинение «Панорама Москвы», «Песня про царя Ивана Василь­евича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Осо­бенной высоты поэт достиг в стихотворении, которое приведено ниже целиком:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой,

184

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.

74. I. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения: попробуйте разделить его на интонационные сегменты, наметьте паузы, усиления голоса, повышения тона. Продумайте интонацию каждого ко­лона, аподосиса — итоговой части стихотворения.

Постройте модель стихотворения.

Прочитайте вслух: сначала без слушателей, только для самоанализа, затем перед слушателями. И дайте самооценку.

II. Такой же порядок анализа примените к прозаическим текстам: а) из прозы Л.Н.Толстого; б) из речи директора Царскосельской гим­назии, поэта и литературного критика И.Ф.Анненского.

Если бы Левин не имел свойства объяснять себе людей с самой хорошей стороны, характер Свияжского не представлял бы для него никакого затруднения и вопроса; он бы сказал себе: дурак или дрянь, и все было бы ясно. Но он не мог сказать «дурак», потому что Свияжский был несомненно не только очень умный, но очень образованный и необыкновенно просто носящий свое образование человек. Не было предмета, которого бы он не знал; но он показывал свое знание, только когда был вынуждаем к этому. Еще меньше мог Левин сказать, что он был дрянь, потому что Свияжский был несомненно честный, добрый, умный чело­век, который весело, оживленно, постоянно делал дело, высоко Ценимое всеми его окружающими, и уже наверно никогда созна­тельно не делал и не мог сделать ничего дурного.

Левин старался понять и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него и на его жизнь.

(Л.Н.Толстой)

В силу стремления, вложенного в нас Создателем, мы вечно Ищем сближать в себе мир вещей с миром духовным, очищая, просветляя и возвышая свою бренную телесную жизнь Божествен­ным прикосновением к нему мира идеального, и в этом заключа­йся вся красота и весь смысл нашего существования: стремимся ли мы к совершенствованию или жертвуем собою для блага дру­гих — это творится веяние мира идей, это значит, что в нас со-УЧно затрепетала наша душа, атом бессмертного духа. Чувствуем Ли мы радостный трепет, угадав иную вечную красоту в творчес-

185

ком подборе звуков или красок, значит нам удалось на миг осво­бодиться от ига вещей и созерцать вечное или, как говорил Лер­монтов, «видеть Бога».

(И. Ф. Анненский)

75. Составьте собственный текст в форме периода объемом не менее 40 слов. Проанализируйте его, начертите схему — его структуру, усо­вершенствуйте — подредактируйте, вслух отработайте интонации, го­лос, позу.

Читая книги, газеты, обращайте внимание на построение крупных предложений и компонентов текста.

i

62. Риторические обращения, вопросы, восклицания

Все эти формы изучаются в синтаксисе и риторическими мо­гут быть названы далеко не всегда. С определением риторические они выполняют особую роль: Цицерон начинает свой трактат «О природе богов» обращением к Бруту («Как ты знаешь, Брут...»), для того чтобы оживить научный текст, нелегкий для восприя­тия, внести элементы диалога в рассуждения.

Восклицания повышают эмоциональный уровень речи, они редко вносят новую информацию в текст, а также они вносят и элемент диалога:

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

(А. Блок)

Здесь — диалог с персонифицированными весной и жизнью.

Особенно разнообразны риторические вопросы: они, во-пер­вых, далеко не всегда имеют адресата: «За что?» Л. Н. Толстого, «Кто виноват?» А. И. Герцена, во-вторых, они совсем не требуют ответа:

О чем ты веешь, ветр ночной?

(Ф.И.Тютчев)

Бывает, что они уже содержат в себе ответ, автор передает свое убеждение в форме вопроса: «Кто не знает дядю Степу?»

Наконец, адресат риторического вопроса бывает очень широк, несмотря на то что назван вполне конкретно:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

К. Симонов обращается не к одному А. Суркову, своему фрон' товому другу, а к миллионам отступавших под желтыми дожДя' ми, оставлявших врагу родные города и села.

186

Иногда в вопросе содержится утверждение, а не вопрос; обви­нение в форме вопроса, что подчеркивается восклицательной интонацией:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье

Мое С песком и с илом?»

(И. А. Крылов)

76. Найдите в каждом литературном тексте по пять примеров ритори­ ческих вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их син­ таксическую структуру и определите риторическую функцию.

Составьте свои диалоги, в которых обращения и вопросы выполняют стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направ­ленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения и вопросы, выполняю­щие стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания, в виде схемы: покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окру­жение.

77. Смоделируйте: а) ситуацию, требующую общения двоих или не­ скольких собеседников; б) сам процесс общения; это будет диалог или полилог; в) укажите риторические средства, которые могут быть введе­ ны в данную модель.

Составьте тексты диалогов (полилогов) с обращениями, вопросами, восклицаниями и без них. Попытайтесь определить эффективность этих средств.

63. Антитеза и другие противопоставления

Антитеза — это фигура мысли (лат. амплификация — «распро­странение, введение дополнительных способов выражения мыс­ли»), основанная на противопоставлении сравниваемых, сопо­ставляемых явлений, на контрасте. Она нередко аллегорична, не­сет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, Контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений {от колыбели до могилы, огоньлед, небо и земля) образов, поэти­ческих текстов.

Эффект антитезы — в опоре на закон ритма, симметрии и конт-Раста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных яв-Лений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в по-темках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище — домик—домиш-

187

ко, это не город, а городишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо пе­реплетаться, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);

Как медлит время, когда мы спешим, И как оно спешит, когда мы медлим!

(М.Лисянский)

Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А. П. Чехо­ва, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л. Н. Тол­стого), противопоставляться могут целые картины — плодород­ные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; нако­нец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Воз­можно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

78. Найдите в произведениях литературы десять антитез, желательно разных. Постройте 2 — 3 схемы антитез.

Подберите 20 пар антонимов; составьте несколько предложений на их основе. В одном из них должна быть логическая противоположность; в другом — развернутые образы, картины; третья антитеза пусть будет усложнена структурно. Еще пусть будут противопоставлены характеры.

Антитезы-парадоксы:

Можно встретить старика лет двадцати — и юношу в пятьдесят

(А.И.Герцен)

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людь­ми и маленькими вещами.

(И.Ильф, Е.Петров)

Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположе­ны к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все поте­ряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен)