91. Редактирование текста
Редактор — профессионал, его место в издательствах, редакциях газет, государственных департаментах. Но и каждый человек нуждается в элементарных умениях в области редактирования.
237
Сначала — о принципах редактирования:
а) оно всегда предполагает жесткий критический анализ свое го или чужого труда, текста; собственный должен «отлежаться», чтобы воспринимался как бы заново;
б) редактирование имеет несколько этапов, уровней; это нуж но и для неоднократного перечитывания с интервалами, и для смены задач: во-первых, понять автора и усвоить содержание ре дактируемого текста, целой книги; во-вторых, достичь ясности, точности, доступности изложения глазами придирчивого читате ля; в-третьих, выверить логику: выделение главного, выверка обо снованности, аргументов, доказательств; в-четвертых, и это са мое главное, — язык: выбор слов, сочетаний, правильность и раз нообразие конструкций, ясность образов, точность цитирования, грамматика, даже орфография;
в) третий принцип — редактирование нацелено на адресата, его восприятие. Кто будет читателем? Человек с высшим образо ванием или школьник, специалист, прекрасно владеющий язы ковыми средствами своей профессии, или новичок в данном деле? Фактор адресата руководит не только автором, но и редактором.
г) редактирование подчинено определенным стандартам: юри дическим и коммерческим, политическим и издательским, школь но-учебным и книжно-журнальным. Эти стандарты определяют, например, стиль — научный, официально-деловой и пр.; средства этикета; наличие иллюстраций, чертежей, карт, приложений, вплоть до расположения всего этого на страницах. В учебнике текст разделяется на части, которые определяют «дозу» материала, на сыщенность его новыми понятиями и терминами, важнейшие пра вила выделяются шрифтом или помещаются в рамочку и пр.
Работа редактора в издательстве имеет этапы: без автора, без его влияния; редактор постепенно осваивает рукопись, он должен знать ее лучше, чем автор. Затем — совместная работа с автором, выяснение трудных мест. Наконец, снова без автора: редактор готовит текст к набору: например, размечает шрифты, расположение материала на полосе и пр.
Опыт редактирования дает автору такие навыки, как перевоплощение в читателя и слушателя своего произведения; навык чтения не текста вообще, а каждой буквы, прочитывание и взвешивание каждого слова.
98. Систематически, не менее одного часа в неделю, тренируйтесь в редактировании собственного текста. После написания пропустите 2— 4 недели. Такая тренировка не должна быть разовой, эпизодической. Ваши поправки, дополнения тоже должны полежать, чтобы через пару недель вы их воспринимали, будто чужие.
Не ограничивайтесь письменными текстами; записывайте устную импровизацию на пленку, прослушивайте ее и научитесь редактировать не только письменный, но и устный текст.
238
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория