logo
ritorica

91. Редактирование текста

Редактор — профессионал, его место в издательствах, редак­циях газет, государственных департаментах. Но и каждый человек нуждается в элементарных умениях в области редактирования.

237

Сначала — о принципах редактирования:

а) оно всегда предполагает жесткий критический анализ свое­ го или чужого труда, текста; собственный должен «отлежаться», чтобы воспринимался как бы заново;

б) редактирование имеет несколько этапов, уровней; это нуж­ но и для неоднократного перечитывания с интервалами, и для смены задач: во-первых, понять автора и усвоить содержание ре­ дактируемого текста, целой книги; во-вторых, достичь ясности, точности, доступности изложения глазами придирчивого читате­ ля; в-третьих, выверить логику: выделение главного, выверка обо­ снованности, аргументов, доказательств; в-четвертых, и это са­ мое главное, — язык: выбор слов, сочетаний, правильность и раз­ нообразие конструкций, ясность образов, точность цитирования, грамматика, даже орфография;

в) третий принцип — редактирование нацелено на адресата, его восприятие. Кто будет читателем? Человек с высшим образо­ ванием или школьник, специалист, прекрасно владеющий язы­ ковыми средствами своей профессии, или новичок в данном деле? Фактор адресата руководит не только автором, но и редактором.

г) редактирование подчинено определенным стандартам: юри­ дическим и коммерческим, политическим и издательским, школь­ но-учебным и книжно-журнальным. Эти стандарты определяют, например, стиль — научный, официально-деловой и пр.; средства этикета; наличие иллюстраций, чертежей, карт, приложений, вплоть до расположения всего этого на страницах. В учебнике текст разделяется на части, которые определяют «дозу» материала, на­ сыщенность его новыми понятиями и терминами, важнейшие пра­ вила выделяются шрифтом или помещаются в рамочку и пр.

Работа редактора в издательстве имеет этапы: без автора, без его влияния; редактор постепенно осваивает рукопись, он дол­жен знать ее лучше, чем автор. Затем — совместная работа с авто­ром, выяснение трудных мест. Наконец, снова без автора: редак­тор готовит текст к набору: например, размечает шрифты, распо­ложение материала на полосе и пр.

Опыт редактирования дает автору такие навыки, как перево­площение в читателя и слушателя своего произведения; навык чтения не текста вообще, а каждой буквы, прочитывание и взве­шивание каждого слова.

98. Систематически, не менее одного часа в неделю, тренируйтесь в редактировании собственного текста. После написания пропустите 2— 4 недели. Такая тренировка не должна быть разовой, эпизодической. Ваши поправки, дополнения тоже должны полежать, чтобы через пару недель вы их воспринимали, будто чужие.

Не ограничивайтесь письменными текстами; записывайте устную импровизацию на пленку, прослушивайте ее и научитесь редактировать не только письменный, но и устный текст.

238