logo search
Pravovedenie

1.6. Законы и подзаконные акты

Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаками закона является то, что закон — один из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); установлен особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения;" обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — это нормативно-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы. Он обязан их подписать и обнародовать (осуществить промульгацию).

Федеральный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), то действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, а также затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления; а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию подлежат официальному опубликованию.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативного акта во времени связано с временем вступления его в действие и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты становятся обязательными, т. е. вступают в законную силу:

• с момента принятия (например: постановления Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну);

• со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, например, момент опубликования);

• со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например: ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч.2 НК РФ вступает в силу с 1 января" 2000 г.);

• по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).