1.6. Законы и подзаконные акты
Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаками закона является то, что закон — один из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); установлен особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения;" обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон — это нормативно-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы. Он обязан их подписать и обнародовать (осуществить промульгацию).
Федеральный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), то действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, а также затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления; а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию подлежат официальному опубликованию.
Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.
Действие нормативного акта во времени связано с временем вступления его в действие и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты становятся обязательными, т. е. вступают в законную силу:
• с момента принятия (например: постановления Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну);
• со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, например, момент опубликования);
• со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например: ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч.2 НК РФ вступает в силу с 1 января" 2000 г.);
• по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).
- Глава 1
- 1.1. Государство: понятие, признаки. Функции
- 1.2. Происхождение и сущность нрава
- 1.3. Норма права и нормативно-правовой акт
- 1.4. Основные правовые системы современности
- 1.5. Источники российского права
- 1.6. Законы и подзаконные акты
- 1.7. Система российского права и отрасли права
- 1.8. Правонарушение
- 1.9. Юридическая ответственность
- 1.10. Законность и правопорядок и их значение для жизни современного общества
- 2.1. Правовое государство — понятие и принципы
- 2.2. Понятие и сущность гражданского общества
- 2.3. Конституционные основы формирования гражданского общества в россии
- 3.1. Конституция российской федерации — базовый закон государства
- 3.2. Права и свободы человека и гражданина
- 3.3. Особенности федеративного устройства россии
- 3.4. Система органов государственной власти
- 3.5. Местное самоуправление в российской федерации
- 4.1. Экологическое право и его роль в жизни общества
- 4.2. Экологическая ответственность:
- 4.2.1. Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства
- 4.2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.4. Имущественная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 5
- 5.1. Понятие государственной тайны
- 5.2. Служебная и коммерческая тайна
- Глава 6
- 6.1. Понятие правового регулирования экономических отношений
- 6.2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики
- 6.3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- 6.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 1. Сущность, предмет и метод административного права
- 7.1.1. Место административного права в правовой системе российской федерации
- 7.2. Административные правонарушения
- 7.2.1. Состав административного правонарушения
- 7.3. Административная ответственность
- Глава 8
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 8.4. Право собственности и его формы
- 8.5. Защита права собственности
- 1. Вещно-правовые способы защиты.
- 2. Обязательственно-правовые способы защиты.
- 3. Иски к публичной власти.
- 8.6. Общее учение об обязательствах и договорах
- Сущность и значение договора
- Форма договора
- 8.7. Сроки действия обязательств и исковая давность
- 8.8. Основные виды договоров в хозяйственной деятельности
- 8.9. Правовое регулирование расчетов
- 8.10. Судебная защита нарушенных прав и порядок разрешения споров
- Глава 9
- 9.1. Общее понятие наследования
- 9.2. Наследование по завещанию
- 9.3. Наследование по закону
- Глава 10
- 10.1. Понятие семейного права
- 10.2. Права и обязанности супругов
- 10.3. Права и обязанности родителей и детей
- Глава 11
- 11.1. Понятие, предмет. Метод. Источники трудового права
- 11.2 Трудовое правоотношение
- 11.3. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
- 11.4. Трудовой договор (контракт]
- 11.5. Рабочее время и время отдыха
- 11.5.1. Рабочее время
- 11.8.2. Время отдыха
- 11.6. Трудовая дисциплина и материальная ответственность работника
- 11.7. Охрана тру да
- 11.8. Трудовые споры и порядок их рассмотрения
- Глава 12
- 12.1. Понятие и предмет финансового права. Основные институты отрасли финансового права
- 12.2. Финансовое правоотношение
- 12.3. Правовые основы финансового контроля
- Глава 13
- 13.1. Понятие налогового права
- 13.2. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 13.3. Нарушения законодательства о налогах и сборах
- Глава 14
- 14.1. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности
- 14.2. Банк россии. Правовой статус
- 14.3. Понятие кредитной организации
- 14.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства
- 14.5. Правовое регулирование валютных взаимоотношений
- В соответствии с ст. 9 закона к основным текущим валютными
- 14.6. Виды ценных бумаг и их правовой режим
- 14.7. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг
- 14.8. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности
- 15.2. Страховое правоотношение
- 15.3. Договор страхования и его условия
- 15.4. Страховые санкции
- Литература
- 16.1. Понятие уголовного права. Задачи и принципы
- 16.2. Понятие преступления и его состав
- 16.3. Наказание и уголовная ответственность
- 164. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления.
- 4. Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.
- Глава 17
- 17.1. Понятие. Предмет и метод таможенного права россии
- 17.2. Соотношение таможенного права с дРугИми отраслями российского права