- Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц;
- установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения органами предварительного расследования и прокуратурой;
- организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
дифференциацию форм судопроизводства;
- совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.
Таким образом, в России в начале 90-х годов намеревались совершить акт самоотрицания, превратившись из политического государства в правовое. Тогда рассчитывали многие политики и ученые, что на арену общественной жизни выйдет независимый, свободный от корыстных интересов, политических симпатий и идеологических предубеждений суд, выступающий гарантом законности и справедливости, призванный выполнять в государстве ту же роль, что совесть у человека. Построение правового государства, как отмечают некоторые ученые, невозможно без общенациональной идеи (общественных идеалов) об общественной справедливости и без учета традиций. В России идея правового государства с его либеральными ценностями зарождалась в особых условиях западной цивилизации, и в силу этого, не может быть приемлема для российской правовой культуры в неадаптированных формах.1
Прошло много уже лет с октября 1991 года. В. Руднев в этой связи задает вопросы: «Что сделано? Россия превратилась в правовое государство? Презумпция невиновности обвиняемого и подсудимого из области высокой теории перешла в повседневную практику? А суд у нас стал гарантом законности и справедливости, выполняя в государстве ту же роль, что и совесть у человека?».2 Попытаемся путем анализа истории развития правовой (судебной) реформы в России дать ответы на эти животрепещущие вопросы.
Коренное преобразование общества, которое было намечено в начале 90-х годов прошлого столетия, требовало и коренной правовой реформы, реформы судов, и иных правоохранительных органов. Цель быть цивилизованным государством побудило предпринять ряд усилий для вступления России в Совет Европы (СЕ). Но здесь требовалось соблюдение ряда условий.
Среди условий – рекомендаций вступления Российской Федерации в Совет Европы важнейшее место занимает требование привести российское законодательство в соответствие с европейскими нормами. Под последними, в первую очередь, понимаются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также решения Европейского Суда по правам человека, имеющие прецедентный характер. Упомянутые условия зафиксированы в Заключении Парламентской Ассамблеи СЕ № 193 1996 года по заявке России на вступление в СЕ.
В рамках работы по приведению российского законодательства в соответствии с нормами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и решениями Европейского Суда, Президент РФ 29 марта 1998 года утвердил план подготовки в 1998 году первоочередных законопроектов для приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с ЕКПЧ. В плане были определены первостепенные и наиболее важные направления реформирования российского законодательства в русле требований СЕ. При его подготовке за основу взято исследование 1997 года о соответствии правоприменительной практике России нормам ЕКПЧ.
По целому ряду позиций плана соответствующими федеральными органами исполнительной власти при участии Верховного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ разработано ряд проектов федеральных законов. Для преодоления разногласий между представителями различных госструктур, причем зачастую концептуального характера, было принято решение наиболее спорные вопросы передать в СЕ для дополнительного изучения экспертами на предмет выявления возможных «нестыковок» российских правовых норм с положениями ЕКПЧ, а также решениями Европейского Суда. Зарубежные эксперты сделали много замечаний, которые не воспринимались в России как догма. Так как здесь возможны определенные недопонимания российской правовой системы, нюансы перевода и концептуальные расхождения. Но одно очевидно – лучшие европейские юристы стремятся помочь нашей стране занять достойное место среди демократических правовых государств Европы.
На протяжении многих лет идет кропотливая работа в этих направлениях. Сделано много: и хорошего и плохого (неудачного). Особенно вызывает заботу у всех прогрессивных россиян незавершенность судебной реформы. Суд является особым правовым органом в государстве, он единственный из правоохранительных органов наделен правом осуществления судебной власти в стране. Как считает Президент России В. Путин: «…проблемы судебной власти обсуждаются в обществе с особым вниманием и интересом. Суд влияет на все стороны жизни общества. Его компетенция распространяется на все, без исключения, дела государства. На все, что касается прав, свобод и интересов рядового гражданина. Любой человек может рано или поздно столкнуться с судебным решением, причем с таким судебным решением, которое меняет его судьбу. Поэтому мы все хотим, чтобы наш суд был «скорым, правым и справедливым».3 Далее он дает анализ сложившейся ситуации. В том числе отметил, что эти простые, но точные принципы, которые были сформулированы в России еще в 1864 году – во время судебной реформы, последовавшей, кстати сказать, сразу после реформы крестьянской, остаются востребованными. Это не случайно. Прошло немало лет, но эти требования к российскому суду – как и проблема доступности правосудия – остаются актуальными.
Многие россияне обращаются в суды за защитой. Однако пока еще многие дела рассматриваются долго, годами подчас. Любое судебное разбирательство требует денег и зачастую немалых. Позволить себе пойти в суд за правдой может далеко не каждый россиянин. Пришла необходимость предусмотреть бюджетное финансирование для организации адвокатских служб, помогающих тем, кто не в состоянии оплатить все судебные издержки.
В настоящее время ежегодно в судах рассматривается более 5 млн. гражданских, более 1 млн. уголовных и почти 2 млн. дел об административных правонарушениях. Не меньшая нагрузка и в арбитражных судах. Нагрузка на судей в последние пять лет выросла в 3 раза. Она превышает все нормы и подчас становится причиной судебных ошибок, поверхностного, невнимательного рассмотрения дел, хотя главным тормозом судебной системы России, на наш взгляд, является низкий уровень квалификации судейского корпуса и менталитет судей советского образца.
Решить эту проблему можно различными путями. В первую очередь при помощи развития института мировых судей, создания административной, ювенальной и земельной юстиции. Следует поднимать и престиж профессии судьи, который невысок в России на настоящий момент в большинстве своем из-за низкого качества профессионализма многих судей и их вечной оглядки на исполнительную власть. Безусловно, материальное обеспечение судов – задача государственная, и ее Президент РФ прекрасно понимает. Программа финансирования судебной системы в третьем тысячелетии в России в основном выполняется, постоянно поднимается уровень заработной платы, сняты многие острейшие вопросы, которые мешали судьям нормально работать. Самостоятельность судей достигло апогеи и ряд политиков делает попытку внедрения определенных форм контроля за их деятельностью.
Говоря о главном итоге судебной реформы, Президент России В. Путин подчеркивал: самостоятельная судебная власть в России, несмотря на проблемы, в том числе обозначенные выше, все-таки состоялась. В базовых параметрах концепции судебной реформы она была реализована. В России сегодня действуют Конституционный Суд РФ и не много (к сожалению) конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации (которых, на наш
взгляд, бояться руководители регионов и поэтому всячески противятся их формированию), суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды. Намечается (по крайней мере, есть потребность практики в них) создание специальных судов: ювенальной юстиции, земельных, административных и др. видов специальных судов. По настоянию Президента России во многих субъектах Российской Федерации стали функционировать суды присяжных, чаще в арбитражных судах привлекают к отправлению правосудия арбитражных заседателей и др. Вместе с позитивными изменениями наблюдается и негатив: по непонятным причинам исчезают некоторые формы участия общественности в отправлении правосудия (например, институт народных заседателей, общественный защитник и общественный обвинитель и т.д.), во многих субъектах федерации отсутствуют конституционные (уставные) суды и др.
Проблем и недочетов в судебной реформе еще остается множество, но трудно не заметить, что наступательность и решительность, которые сопутствовали самому началу реформы, сегодня заметно поубавились, перешли отчасти даже в рутину и уже начинают увязать во внутриведомственных спорах. Судебную реформу следует завершить, закончить то, что наметили. В значительной части – этот вопрос власти в целом. Если в течение многих лет мы занимались совершенствованием законодательной власти, добивались эффективности исполнительной, то судебная власть, по мнению В. Путина, была незаслуженно отодвинута на второй план. Сегодня необходимо оказывать всестороннее содействие судам.
Следует признать, что мнение у россиян о судах пока еще не высокое. Причин тому множество. Очевидно: независимость судебной власти никогда не должна превращаться в личную независимость судей. За последние три с половиной года квалификационными коллегиями судей прекращены полномочия более 300 судей. Причины известные: фальсификация судебных документов, необоснованное затягивание сроков рассмотрения дел - в надежде, что стороны не выдержат бюрократию судов и откажутся от иска, предвзятость при рассмотрении споров, боязнь властей (за редким исключением судьи доводят до логического конца рассмотрение о признании незаконным нормативного акта исполнительной власти), нарушение этического кодекса судьи и т.п.
Сегодня любой судья ответственен только перед квалификационной коллегией. Эти органы создавались для обеспечения независимости судей. Но их избирают сами судьи и власть, но нет общественности. Может быть, как считал В. Путин, эту корпоративную замкнутость можно нарушить путем включения в их состав представителей юридической общественности, депутатского корпуса и т.д. Но его слова остались на бумаге.
Недостатки и ошибки нашей судебной системы способствуют росту правового нигилизма. По данным социологических опросов, люди все чаще стремятся уйти от сложных судебных процедур. Они боятся «как бы их не засудили». И что самое опасное – теряют уважение к закону и российским судьям, что подтверждает вал обращений россиян в Европейский Суд по правам человека (только за 2004 г. поступило 22 тысячи обращений, но в последствии при помощи политических шагов власть России сумела снизить этот показатель и граждане России поняли, искать правду и защиту от произвола чиновников невозможно). Нужно совершенствовать не только порядок отбора кандидатов в судьи, но и процедуру их назначения и освобождения от должности. Должна действовать нормальная конкурсная система, позволяющая отбирать наилучших из лучших.
Очевидно, что у судебной власти пока нет завершенной соответствующей времени правовой основы. Главная беда – отсутствие современного процессуального законодательства. Принятый УПК РФ вступил в действие уже давно, но он также не совсем совершенен. Ряд статей процессуального законодательства противоречит Конституции РФ. Требуется изменить и некоторые другие законы. То есть сделать все то, что изменит негативное отношение к судам. Доказать, что суд – это правда. Чтобы люди поверили суду как власти. И власти – абсолютно справедливой.
Правовая реформа наметила серьёзные изменения в деятельности иных правоохранительных органов и, прежде всего, в органах прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др., что более детально следует рассмотреть в следующем вопросе.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы