11.3. «Электронное правительство»
Переход к постиндустриальному обществу характеризуется разнообразием интересов и ценностей различных социальных групп и организаций, высоким уровнем межличностного доверия, рациональным отношением к власти, а также оптимальным с точки зрения общества функционированием всех ветвей и уровней государственной власти и управления.
Все это обусловливает необходимость развития в системе государственного управления инновационных технологий, способных обеспечить вызов времени.
В последнее время все большее значение и популярность приобретает функциональная идея «электронного правительства», оно рассматривается как единый социально ответственный и информационно открытый институт, имеющий гибкую действенную обратную связь с обществом.
Под «электронным правительством» понимается сетевая инфраструктура исполнительной власти и в целом вся инфраструктура государственной власти и управления.
При рассмотрении только контура исполнительной власти под «электронным правительством» следует понимать сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе.
Электронное правительство как разновидность информационно-телекоммуникационных технологий имеет множество определений. Эти определения зависят от того, какой аспект функционирования электронного правительства выделяется – описательный, прикладной, технический, экономический и т. д. Например, электронное правительство можно рассматривать как:
организацию государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами, информирования граждан о работе государственных органов;
информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
автоматизированные государственные службы, обеспечивающие экономию средств на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, открытость и прозрачность деятельности органов управления и т. д.
Часто понятие электронного правительства сводится к электронному общению власти с общественностью, обеспечивая при этом решение трех основных проблем:
ввести электронный документооборот, позволяющий уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений;
обеспечить электронную форму общения граждан и бизнеса с властью;
сделать государственное управление более прозрачным, приблизить власть к гражданам и дебюрократизировать ее.
Однако такие подходы к определению электронного правительства выделяют лишь отдельные его аспекты, отражают его как способ модернизации уже существующих структур, в то время как сама идея использования электронного правительства заключается в комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Его следует рассматривать как концепцию, направленную на повышение эффективности деятельности государства в целом.
Западный вариант электронного правительства включает три основных модуля:
G2G - правительство правительству;
G2B - правительство бизнесу;
G2C - правительство гражданам.
Он включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации; перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство; установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами; введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т. п.
Рассматривая электронное правительство, следует отличать его от электронного интерфейса (он-лайнового правительства – government on-line) который является неотъемлемым элементом электронного правительства, его отдельным аспектом, частичным технологическим решением.
В Республике Беларусь подготовлен проект «электронного правительства», который состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная информационная инфраструктура (корпоративная сеть) и внешняя информационная инфраструктура, взаимодействующая с гражданами и организациями.
В соответствии с проектом правительственная сетевая инфраструктура нацелена на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государства и должна обеспечивать:
реализацию прав граждан на доступ к открытой государственной информации;
доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;
взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;
объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти, органов местной государственной власти и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;
совершенствование системы государственного управления, систем поддержки принятия решений, оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание, поэтапный перевод части государственных услуг, имеющих стоимостное выражение, в систему государственных сетевых сервисов, отвечающую реальным потребностям граждан и организаций;
эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяя им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;
взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.
Безусловно, создание и развитие правительственной сетевой информационной инфраструктуры требует соответствующей формализации в нормативно-правовых актах и необходимого бюджетного финансирования.
Следует понимать, что «электронное правительство» это масштабный и долгосрочный проект.
Создание информационной сетевой инфраструктуры государства должно сопровождаться «реинжинирингом» всей системы управленческих процессов, их дебюрократизацией, преодолением стереотипов бюрократической культуры.
В «электронном правительстве» вся система органов государственной исполнительной власти рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства открыта и информационно прозрачна для граждан. Все это вместе взятое призвано повысить как качество оказания услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.
Сегодня в Республике Беларусь практически во всех отраслях (промышленности, экономике, статистике, правоохранительной, социальной, культурной и других сферах) созданы информационные системы, формируются и используются локальные информационные ресурсы. Каждое министерство самостоятельно ведет работы по созданию информационных систем, удовлетворению собственных информационных потребностей.
Проблемой остается взаимодействие с другими автоматизированными системами, целевое их применение в общереспубликанской системе.
Сегодня практически все информационно-аналитические системы государственных органов выполняют в основном функции статистической обработки информации. Интегрированный информационный ресурс как аналитическая составляющая принятия решения отсутствует. Вместе с тем для оптимизации процессов управления и оказания услуг необходима комплексная, интегрированная информация. В настоящее время она оказывается распределенной по различным источникам – владельцам, не связанным между собой.
Важнейшей целью интеграции информационных ресурсов является оптимизация управленческой деятельности, а также оказание информационных услуг населению. На основе государственного информационного ресурса должны разрабатываться государственные автоматизированные информационные системы, реализующие функции «электронного правительства».
Создание общегосударственной информационной системы, формирующей национальный информационный ресурс и обеспечивающей информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, является целью и итоговым результатом Государственной программы информатизации «Электронная Беларусь» (разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 года № 09/540-20 П195, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года № 1819.
Программа направлена на создание национальной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса.
Для этого необходима разработка единых универсальных норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем, в том числе технических стандартов, механизмов управления правами доступа к информационным ресурсам, механизмов защиты и соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Целью объединения информационных ресурсов республиканских органов государственного управления является создание системы, предназначенной для информационного обеспечения республиканских органов государственного управления, информационного обслуживания населения, а также для организации информационного взаимодействия органов, на которые возложены задачи обеспечения информационных потребностей различных категорий населения и юридических лиц.
Проект сетевой государственной инфраструктуры должен также включать стратегии, обеспечивающие выстраивание оптимальной системы взаимодействия государственного аппарата с сообществами граждан с одновременной поддержкой процессов становления самой инфраструктуры гражданского общества.
Главное, что обретает государство – это новое качество управления общественными процессами. Государственная машина в условиях информационного общества оставляет в своем арсенале технологии прямого администрирования (административного воздействия) и ограничений, унаследованных от традиционных и индустриальных формаций. Однако у государства появляются возможности повысить свою эффективность за счет использования сетевых механизмов и технологий, основанных на более гибких, горизонтально и вертикально интегрированных «управляющих алгоритмах», в основе которых стратегии непрямого воздействия и диалога. Эти механизмы могут быть менее жесткими и не всегда привязанными к традиционным (off-line) институтам государства.
Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель-потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия с клиентами и партнерами.
Бизнес уже давно почувствовал эти перемены и направляет усилия на борьбу за клиента, за постоянного потребителя. В случае с государством ситуация несколько иная. Клиентом государства является все общество, причем клиентом постоянным (по умолчанию). Однако если государство намерено гармонично вписаться в информационное общество и быть там вполне конкурентоспособным, то должно в своей деятельности ориентироваться на потребности конкретного человека.
В то же время граждане и общество в целом должны получать новые возможности более глубоко и детально влиять на управление протекающими в нем процессами.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература