Институт президентства в Российской Федерации
Российская Федерация прошла длительный и сложный исторический путь конституционно – правового развития на пути формирования современного демократического и правового государства. После распада в декабре 1991 года Советского Союза, наше государство начало строительство новой государственной модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов государственной власти, которая бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие государства. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента Российской Федерации.
Вопросы изучения института Президентства в РФ являются одними из наиболее актуальных в современной теории российского конституционализма. Институт Президентства в Российской Федерации выступает в качестве сравнительно нового, но уже успевшего себя положительно зарекомендовать института высшей государственной власти. Президент России, являясь главой государства, обеспечивает его стабильное и поступательное развитие, координирует деятельность всего механизма государства, а также определяет его основные цели и задачи деятельности. По верной мысли профессора М.В. Баглая, « глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти[1]». Кроме перечисленного, Президент является гарантом действия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, защищая интересы не только государства и общества в целом, но и каждой отдельной личности (часть 2 статьи 80 ) Конституции РФ). Глава государства, в соответствии с частью 4 статьи 80 Конституции РФ, представляет интересы России как внутри государства, так и на международной арене, подписывая от имени государства важнейшие международные договора и соглашения.
В СССР возможность учреждения президентской должности начали обсуждать еще в начале 60- х годов прошлого века, в период нахождения в должности Генерального секретаря КПСС Н.С. Хрущева. Впоследствии данная тема поднималась при обсуждении проекта последней советской конституции в середине 70 - годов, однако должность Президента так и не была введена в систему органов государственной власти. Пост Президента СССР был учрежден только в марте 1990 года[2].
В России институт Президентства был учрежден 17 марта 1991 года в результате проведения всеобщего референдума. Основы правового статуса главы государства определялись Законами РСФСР « О выборах Президента РСФСР » и « О Президенте РСФСР »[3]. Первым Президентом Российской Федерации 12 июня 1991 года был избран Борис Николаевич Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 года.
12 декабря 1993 года в результате всеобщего голосования была принята ныне действующая Конституция РФ, которая в главе 4 закрепила конституционно – правовое положение Президента Российской Федерации в системе органов высшей государственной власти. В тот же период остальные нормативно – правовые акты, действовавшие в России до принятия Конституции, были приведены в соответствие с ней[4]. Глава 4 Конституции зафиксировала широкие полномочия главы государства по реализации политики государства, что, на наш взгляд, способствовало созданию в нашей стране благоприятных условий для преодоления экономического кризиса начала 90 – х годов и построения обновленной системы государственного управления. В данной связи абсолютно необоснованными выглядят упреки в том, что сильная президентская власть может перерасти в диктатуру. Для сравнения, во многих странах мира Президент обладает обширными полномочиями, но, тем не менее, данные государства представляют собой развитые демократии [5]. Указанное обстоятельство нашло подтверждение и в нашей стране, в которой именно крепкая власть Президента в значительной степени помогла преодолеть множество дестабилизирующих факторов развития государства и сорвать попытки радикальных общественных элементов остановить модернизацию российского государства, особенно в первые годы существования новой России.
Первый Президент России занимал свою должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года. 31 декабря 1999 года Борис Николаевич Ельцин объявил о своей досрочной отставке с поста Президента РФ, передав, в соответствии со статьей 92 Конституции РФ, свои полномочия председателю правительства РФ. С 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года должность Президента РФ занимал Владимир Владимирович Путин.
В период пребывания Владимира Путина на должности Президента РФ были предприняты существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране. В частности, положительным моментом можно считать внесение изменений и дополнений в законодательство о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно которым кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России по представлению Президента[6]. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию.
С 7 мая 2008 года по настоящее время должность Президента России занимает Дмитрий Анатольевич Медведев. Дмитрий Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт Президентства также был усовершенствован. Так, в соответствии с ФКЗ РФ от 30 декабря 2008 года № 6 – ФКЗ « Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы », срок полномочий Президента РФ был увеличен с четырех до шести лет. Увеличение срока полномочий главы государства, бесспорно, выступает в качестве позитивного момента модернизации политической системы России. Как известно, Россия представляет собой государство с огромной территорией, в том числе большим количеством сложно доступных населенных пунктов, поэтому только для того, чтобы объехать всю Российскую Федерацию и познакомиться на местах с проблемами отдельных населенных пунктов, вновь избранному Президенту потребуется значительное время. В связи с указанными обстоятельствами предоставление последнему большего запаса времени для реализации своих полномочий является необходимым условием повышения эффективности его деятельности. Более того, внесение подобной поправки в Конституцию повысит стабильность нашей политической системы, а также рентабельность бюджетных расходов, позволив сэкономить немалые суммы бюджетных средств за счет увеличения временных периодов между выборами Президента России.
За последние годы наша страна сильно преобразилась. В РФ сформировалась стабильная политическая система, развивается инновационная экономика, растут стандарты жизни и социального обеспечения жителей государства. Усиление системы государственной власти породило отлаженный механизм деятельности государственной власти, который обеспечивает взаимодействие всех ее составных частей в интересах государства и общества. Президент Российской Федерации в своей деятельности опирается на высокопрофессиональные и дееспособные Федеральное Собрание и Правительство РФ, которые готовы в любой момент принять необходимые меры по защите государства и его населения от любых неблагоприятных обстоятельств их жизнедеятельности, в том числе экономических кризисов. Дальнейшее укрепление и совершенствование института Президентства в российском государстве послужит залогом для постоянного развития нашей единой и независимой России, а также процветания общества и отдельных граждан. Именно в этом заключается цель деятельности главы государства. Недаром, по верному утверждению действующего Президента РФ – Дмитрия Анатольевича Медведева, долг Президента перед государством состоит в том, чтобы « служить ему каждый день и каждый час, сделать все для лучшей жизни наших людей, их уверенности в своем будущем, во имя дальнейшего подъема и процветания нашей любимой Родины – нашей великой России».
- Понятие и система государственной службы в рф.
- Функции, методы и средства государственного управления.
- Подбор и отбор персонала как функция управления персоналом.
- Президент России: конституционно-правовой статус, полномочия и компетенция.
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.
- Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики.
- Этапы развития теории и практики менеджмента.
- Административно-правовой статус государственный служащих и порядок прохождения ими службы.
- Понятие и классификация целей в государственном управлении.
- Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации.
- Социальная политика государства: сущность, содержание, механизмы реализации
- Сущность собственности как экономической категории. Формы собственности.
- Опыт становления местного самоуправления в России.
- Система налогов, формирующих муниципальный бюджет.
- Основные цели региональной политики государства. Способы выравнивания социально-экономического развития регионов.
- Муниципальное образование: основные типы и критерии систематизации.
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- Эффективность управленческих решений: сущность и понятие. Особенности оценки эффективности управленческих решений.
- Государственная Дума Федерального Собрания рф: конституционно-правовой статус, порядок формирования, компетенция.
- Понятие и содержание трудового договора.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- Организационные основы местного самоуправления.
- Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
- Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации.
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом.
- Гражданство рф: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
- Государственный бюджет рф: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе.
- Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции
- Аттестация государственного служащего.
- Понятие трудового договора. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения.
- Судебная система Российской Федерации.
- Государственные и муниципальные финансы: сущность, функции, принципы и роль. Государственное регулирование финансов.
- Условия и факторы результативной работы менеджера.
- Организация связей с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Информационная безопасность: понятие, виды угроз, система обеспечения.
- Целевая ориентация управленческих решений
- Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели
- Условия и факторы качества управленческих решений
- Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
- Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления
- Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных
- Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- Подбор и отбор работников как функция управления персоналом
- Оценка персонала как функция управления персоналом
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом
- Мотивация поведения и результатов труда персонала
- Управление карьерой как функция управления персоналом
- Основные направления региональной политики в Российской Федерации
- Структура управления регионом в условиях федерального государства
- Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы
- Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты
- Налоговая система региона
- Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона
- Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории
- Функции, методы и средства государственного управления
- Институт президентства в Российской Федерации
- Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении
- Система исполнительной власти в Российской Федерации
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации
- 1 Блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):
- 2 Блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 3 Блок - федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- Основные теории местного самоуправления
- Муниципальная должность: понятие, характеристика
- 2) Иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора — муниципальные должности муниципальной службы.
- Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации
- Организационные основы местного самоуправления
- Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления