logo
Билеты госы

Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом.

Развитие персонала является одной из важнейших функций упр-я персоналом. Под развитием понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Мерооприятия: 1) обучение в форме профессионального образования, которое дает необходимые знания и навыки; 2) повышение ква-ции (улучшение профессиональных навыков и знаний); 3) переква-ция (второе образование, проф. переориентация, смена специальности). Повышая ква-цию, работники становятся более конкурентоспособными на рынке труда. Профессиональное обучение – важнейший компонент в развитии персонала. Различают виды обучения: 1) первичное обучение лиц, принятых на работу; 2) ежегодное обучение руководителей и специалистов; 3) периодическое обучение (для поддержания квалификации); 4) обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (более высокая должность или должность иного профиля).

Государственные должности и их категории.

Основные законы №79-ФЗ «О гос. граж-кой службе РФ» и №58-ФЗ «О системе госслужбы РФ». Гос. служба – это проф-ная служебная дея-ть граждан по обеспечению исполнения полномочий гос-ых органов, а также лиц, замещающих гос. дол-и. Должности госслужбы: 1) должности федеральной гос. граж-ой службы; 2) должности гос. граж-ой службы субъекта РФ; 3) воинские должности; должности правоохранительной службы. Должность госслужбы определяет границы дея-ти госслужащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность по исполнению и обеспечению полномочий гос. органа. В должностной инструкции указывают задачи, которые решаются служащим, его компетенция, а также место в служебной иерархии. Нанимателем фед. госслужащего является Рос. Фед-я, гос. граж-го служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ. Прохождение госслужбы гос. служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на гос. службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности. Законом установлено деление должностей гос. граж-ой службы на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. К категории «руководители» относятся должности руководителей и заместителей рук-й гос. органов и их структурных подразделений, должности рук-й и заместителей рук-ей территориальных органов исполнительной власти и их структурных подразделений. К категории «помощники» (советники) относятся должности, учреждаемые для содействия руководителям. К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для проф-го обеспечения выполнения гос. органами задач и функций и замещаемые без срока полномочий. К категории «обеспечивающие специалисты» отн. должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического и иного обеспечения дея-ти гос. органов. Для должностей фед. госслужбы также исп-ся деление на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие чины. Наименование воинских должностей вытекают из предназначения организационно-штатной структуры Вооруженных Сил РФ, войск, воинских формирований.

Мотивация персонала как функция управления персоналом.

Можно выделить 5 основных школ менеджмента: 1)Школа научного управления (кон.19-нач.20вв.). Основатель – Фредерик Тейлор. Эта школа отличается разделением труда (не рабочие планируют работу, а менеджеры, непосредственно общающиеся с рабочими, наблюдая за процессом), каждый должен заниматься только своей работой, производительность труда от этого только повышается; 2)Административная (классическая) школа (нач.-середина 20 века). Основатель – Анри Файоль. Выработаны принципы управления: раздел. труда, дисциплина, единство руководства, ответственность, порядок, достойное вознаграждение работника, справедливость, единение персонала или корпоративный дух; 3)Школа человеческих отношений (1930-1950). Основатель – Элтон Мэйо.Считал, что хорошая зарплата и и четкое разделение труда и операций не всегда ведут к повышению произ-ти труда.Очень важен психологический климат в организации, чтобы работник чувствовал себя комфортно. Руководство должно заботиться о работниках; 4)Школа поведенческих наук (нач.-сер. 20в.). Основатель Честер Бернард. Принцип: эффективность работника = эффективности организации. Очень важна мотивация персонала. Абрахам Маслоу выработал «пирамиду потребностей», управление поведением человека должно вестись в соответствии с его потребностями; 5)Количественная школа управления (1950-по сег. день). Основатели Акофф, Вир, Марч и др. Существенное влияние на эффективность организации оказывает наличие компьютерных технологий, очень важен момент принятия правильного решения менеджером, поэтому важно использовать математические модели, помогающие принять верное решение.