logo
Билеты госы

Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.

Основой теории организации является теория систем. Система – это целостность, состоящая из взаимосвязанных частей. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, структура и иерархичность, управление. Т.к. организация взаимодействует с внешней средой, то она рассматривается как «открытая система». Откр. сис-ма зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая орг-ция явл. откр. сис-й. Внеш. среда: государство и общественность, поставщики, кредиторы, конкуренты, потребители. Внутренняя среда также воздействует на орг-цию: это собственники капитала, менеджеры, наемные работники, производство. Внутренняя среда явл. источником жизненной силы орг-ции. Внешняя среды – источник, питающий орг-цию ресурсами. Жизненный цикл орг-ции – это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Стадии жизн. цикла: становление (зарождение идеи, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юрид. оформление орг-ции, набор персонала, выпуск первой партии продукции), рост (период быстрого роста орг-ции, увеличение числа сотрудников, активное освоение рынка), зрелость (период стабилизации роста, организация лидирует на рынке, структура орг-ции усложняется, устойчивое положение во внешней среде), упадок (замедление роста, может характеризоваться реструктуризацией или спадом производства).

Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Конституция РФ: 1)признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти; 2)определяет пределы правового регулирования орг-ции м.с. - органы м.с. не входят в систему органов гос. власти; 3)закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного сам-ния важнейшие начала орг-ции мест. сам-я; 4)устанавливает важнейшие гарантии прав местного сам-я: самостоятельность определения структуры органов мест. сам-я, учет мнения населения при изменении границ территории мест. сам-я, обязательность передачи органам мест. сам-я необ-х финансовых и мат. средств. Признаки, отличающие мест. власть от гос-й: 1)в сис-ме органом м.с. отсутствует строгая иерархия и субординация в отношениях; 2)м.с. функционирует не от имени гос-ва, а в целях интересов местного населения; 3)местная власть ближе к населению, чем гос-ная; 4)функции м.с. менее политизированы; 5)финансовую основу м.с. составляет муниципальный бюджет и мун. собственность. Население непосредственно осуществляет местное самоуправление или через органы мест. сам-я.

Понятие и отличительные признаки государственного управления.

Требования к управлению мы рассматриваем как критерии оценки субъекта, включающие в себя:

Взаимосвязь всех звеньев.

Системный подход — способность управляющего мыслить, выстраивать логическую цепочку.

Учет негативных последствий. Чем выше уровень управления, тем более дальние последствия учитываются.

Грамотность, компетентность (профессиональная, специальная грамотность, наличие познаний в специальной области).

Натуральность — управление должно быть комфортным как для управляющего, так и для управляемого (этика управления, грамотность).

Синтетичность — руководитель должен обладать познаниями в той области, в которой функционирует данная организация.

Качество определяется соблюдением всего, что указано выше.

Принципы — это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Существуют три группы принципов государственного управления:

Политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, равноправие национальностей, принцип законности).

Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный).

Определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические).

Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции и структура.

СФ – это верхняя палата Фед. Собрания РФ. Порядок формирования СФ определяется фед. законом «О порядке формирования СФ ФС РФ» - СФ включает по 2 представителя от каждого субъекта России (по одному депутату из законодательного (представительного) и исполнительного органов гос. власти). СФ не имеет определенного срока полномочий, его состав периодически обновляется по мере проведения выборов в органы гос. власти. В соот-вии с Конституцией РФ функции СФ определяются его полномочиями: 1)утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2)утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; 3)утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; 4) решение вопроса о возможности исп-ния Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5)назначение выборов Президента РФ; 6)отрешение Президента РФ от должности; 6)назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 7)назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 8)назначение на должность и освобождение от должности Ген. прокурора РФ. Кроме того, конституционно-правовой статус СФ определяет, что СФ выносит одобрение или отклоняет принятые Г.Думой федеральные законы (вопросы, касающиеся фед. бюджета, фед.налогов, защиты гос. границы, войны и мира явл. обязательными к рассмотрению в СФ).

Структура и виды административно-правовых норм.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.

Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.

Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.

Основные черты административно-правовых норм.

Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.

Структура административно-правовой нормы.

Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция - это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР - это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка - административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела - административно-процессуальная санкция.

Виды административно-правовых норм.

По содержанию:

- общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);

- особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования:

- материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);

- процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).

3. По предмету воздействия:

- обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции - ст. 10 Закона о милиции);

- запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);

- уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции - ст. 11 Закона о милиции).

4. По действию во времени:

- срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);

- бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок - до их отмены, например, Закон о милиции);

- временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).

5. По действию в пространстве:

- общероссийские (действуют на всей территории России);

- местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);

- межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).

6. По способу выражения:

- письменные;

- словестные;

- конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

Способы реализации административно-правовых норм.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:

Соблюдение - это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

Исполнение - это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

Использование - добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

Применение - это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).