Президент России: конституционно-правовой статус, полномочия и компетенция.
Президент РФ как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте РФ.
Основы статуса Президента РФ закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ является главой государства, лицом, воплощающим собой представление о данном государстве как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово «президент» в буквальном переводе с латинского (prasides) — «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.
На Президента РФ возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте РФ действует комиссия по правам человека.
Президент РФ призван принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности является прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.
Важнейшая задача Президента РФ — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Сущность таких процедур — в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент РФ играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.
К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства. Например, состав ЦИК РФ назначается на паритетных началах Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь являются правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти.
Наконец, Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства на обязательность для него договора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.
Кроме того, Президент РФ может выступать в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом государственной власти и органом власти субъекта Федерации, а также в ряде других внутрифедеральных отношений он выступает от имени федеральных органов. При определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации он представляет государство в целом, включая все его субъекты.
В Указе Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» определен символ президентской власти — Знак Президента РФ, представляющий собой равноконечный крест с расширяющимися концами. Президент РФ также имеет право на штандарт (флаг), оригинал которого находится у него в служебном кабинете в резиденции в г. Москве, а дубликат поднимается над резиденциями Президента РФ во время его пребывания в них, поднимается на транспортных средствах Президента РФ.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Попытка насильственного захвата власти Президента РФ в нарушение Конституции РФ или насильственное удержание власти Президентом РФ, срок пребывания в должности которого истек, карается в соответствии со ст. 278 Уголовного кодекса РФ.
- Понятие и система государственной службы в рф.
- Функции, методы и средства государственного управления.
- Подбор и отбор персонала как функция управления персоналом.
- Президент России: конституционно-правовой статус, полномочия и компетенция.
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.
- Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики.
- Этапы развития теории и практики менеджмента.
- Административно-правовой статус государственный служащих и порядок прохождения ими службы.
- Понятие и классификация целей в государственном управлении.
- Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации.
- Социальная политика государства: сущность, содержание, механизмы реализации
- Сущность собственности как экономической категории. Формы собственности.
- Опыт становления местного самоуправления в России.
- Система налогов, формирующих муниципальный бюджет.
- Основные цели региональной политики государства. Способы выравнивания социально-экономического развития регионов.
- Муниципальное образование: основные типы и критерии систематизации.
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- Эффективность управленческих решений: сущность и понятие. Особенности оценки эффективности управленческих решений.
- Государственная Дума Федерального Собрания рф: конституционно-правовой статус, порядок формирования, компетенция.
- Понятие и содержание трудового договора.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- Организационные основы местного самоуправления.
- Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
- Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации.
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом.
- Гражданство рф: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
- Государственный бюджет рф: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе.
- Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции
- Аттестация государственного служащего.
- Понятие трудового договора. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения.
- Судебная система Российской Федерации.
- Государственные и муниципальные финансы: сущность, функции, принципы и роль. Государственное регулирование финансов.
- Условия и факторы результативной работы менеджера.
- Организация связей с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Информационная безопасность: понятие, виды угроз, система обеспечения.
- Целевая ориентация управленческих решений
- Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели
- Условия и факторы качества управленческих решений
- Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
- Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления
- Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных
- Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- Подбор и отбор работников как функция управления персоналом
- Оценка персонала как функция управления персоналом
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом
- Мотивация поведения и результатов труда персонала
- Управление карьерой как функция управления персоналом
- Основные направления региональной политики в Российской Федерации
- Структура управления регионом в условиях федерального государства
- Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы
- Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты
- Налоговая система региона
- Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона
- Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории
- Функции, методы и средства государственного управления
- Институт президентства в Российской Федерации
- Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении
- Система исполнительной власти в Российской Федерации
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации
- 1 Блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):
- 2 Блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 3 Блок - федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- Основные теории местного самоуправления
- Муниципальная должность: понятие, характеристика
- 2) Иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора — муниципальные должности муниципальной службы.
- Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации
- Организационные основы местного самоуправления
- Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления