logo
Билеты госы

Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории

Современная социально-экономическая ситуация в стране формирует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее важных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики и как следствие этих действий — обеспечение институтов экономики соответствующей инфраструктурой. К сожалению, в настоящее время методическая база развития инфраструктуры, в частности региональные нормативы и показатели развития сферы услуг в полном объеме практически не рассчитываются, что лишает региональное планирование тех объективных критериев, которыми оно могло бы руководствоваться в своей деятельности.

Вопросами изучения методических основ формирования рыночной инфраструктуры в разное время занимались многие отечественные исследователи: Бернвальд А.Р., Иванов М.А., Краснопольский Б.Х., Меркушева Л.А., Орешин В.П., Федько В.П., Федько Н.Г. и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Эволюция рыночной инфраструктуры имеет тенденцию к постепенному выделению в самостоятельный комплекс и становится объектом государственного управления, а с 2000 года, в связи с созданием федеральных округов, трансформируется в одну из приоритетных сфер государственного регулирования. Исследование рыночной инфраструктуры необходимо осуществлять в соответствии с отдельно взятой концепцией (дифференцированный подход), а затем группировать аналогичные по характерным признакам концепции (интегративный подход). В публикациях по рыночной экономике, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено регулированию на уровне регионов, укреплению межрегиональных связей и трансформации региональной инфраструктуры, что является сейчас весьма актуальным.

По мнению ряда авторов, основные параметры развития и размещения рыночной инфраструктуры региона при структурно-функциональном подходе можно определить по следующей методической схеме:

● расчет дифференцированных нормативов потребности в услугах субъектов инфраструктурных составляющих региона;

● определение общей потребности населения в объектах торговли с их дифференциацией по районам города, в зависимости от функционального типа торгового предприятия;

● выбор наиболее эффективных типов предприятий;

● распределение общего числа предприятий между различными торговыми системами с указанием конкретной территории обслуживания;

● расчет объема капитальных вложений и источников финансирования строительства новых торговых предприятий.

Определению данных параметров для каждого района должны предшествовать анализ баланса денежных доходов и расходов населения, региональных факторов, влияющих на объем и структуру потребления (климатических особенностей, традиционных факторов, сложившегося уровня торгового обслуживания, обеспеченности населения товарами и др.).

Исходным методологическим требованием структурно-функционального подхода к исследованию рыночной инфраструктуры является комплексный учет всех основных факторов ее определяющих. Кроме того, создание рыночной инфраструктуры зависит от технических возможностей строительства в городе, степени развития дорожной сети, наличия транспортных средств, сложившихся схем товародвижения и товароснабжения, форм и характера межрайонных связей, количества и структуры торговых систем города.

Сеть предприятий торговли города формируется в виде единой системы, в которой отдельные предприятия функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимодействии двух групп предприятий — местного значения и городского значения, в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения (характеру ассортимента товаров и услуг и формы обслуживания) и в зависимости от отношения потребителя к затратам времени на их получение.

Основным требованием к формированию типов и размещению предприятий местного значения является обеспечение населения основными группами товаров, а также услугами общественного питания в процессе повседневной деятельности людей с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города (в микрорайонах, жилых районах, комплексах) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков и обслуживают население в пределах пешеходной доступности.

Главное требование к предприятиям городского значения — предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные потребности населения. Данные предприятия размещаются в общегородском центре, центре планировочных районов, на главных улицах и магистралях, у транспортных узлов и др. с учетом транспортной доступности.