logo search
ritorica

66. Звуковая инструментовка

Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, постро­енные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).

Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звуко­записи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мас­терство исполнения.

Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокаль­ное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до °пер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.

Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении Л|одей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют Сйою риторическую функцию. Представим себе: собрались моло-ДЫе друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется

7 ■"•- 193

музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.

Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гим­на принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, пото­му что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внут­реннее звучание мелодии.

Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.

Вторая область звуковых средств — это голосовые сред­ства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрад­чивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:

Весь город полон голосов:

Мужских — крикливых, женских — струнных.

(А.Блок)

Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимо­му, здесь границы условны.

Безусловное владение средствами голоса, голосовой вырази­тельностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушае­мостью) , полётностью (слышимостью на большом расстоя­нии), помехоустойчивостью, выносливостью, гиб­костью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).

Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуаль­ные голосовые характеристики используются для идентификации личности).

Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к ар­тистизму.

В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организа­ции речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм " чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное по­строение высказывания.

Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное на­строение:

> 194

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...

(А.С.Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн...

(К.Бальмонт)

Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преуве-тичении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть тодчеркнута.

Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных з строке:

Милый — сокол, милый — лебедь, Как соскучится — приедет.

(Частушка)

Лила, лила, лила, качала... Белей лилей, алее лала...

(В.Хлебников)

Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю петит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, ква­кушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинъ-дзинь, скирли, бултых.

В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутли­вой речи.

Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:

Тяжелозвонкое скаканье По потрясенной мостовой.

(А С.Пушкин)

67. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Другие приемы

Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, до-тигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при 'Рямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, ■е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).

При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются [Нтонационно, да и само перенесение их на первое место при­текает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и [°гическое ударение.

195

Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоз­дания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогре­шимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:

а) иронической интонацией;

б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;

в) восклицательной интонацией всего высказывания;

г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию. Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая

жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инвер­сия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки. Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и про­пуски легко восстанавливаются на основе:

а) контекста в монологе;

б) предыдущих реплик в диалоге;

в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уве­ рены).

В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) сте­пень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняют­ся пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), же­стами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).

Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклица­ний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:

Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги!

(В.А.Жуковский)

Бессказуемостное построение текста:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца...

(А.А.Фет)

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией.

В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолча­ние, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам вос­полняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность вос-

196

принимающего речь; в его сознании, чувствах порождается об­раз, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать и пройти мимо (И. С. Тургенев).

Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Ба­рон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:

А этот? Этот мне принес Тибо — Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще...

Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочета­ние несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расче­те на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Ис­пользуется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани па­радокса...

Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построен­ный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, ги­гантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопичес­кий, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмо­циональное восприятие:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Ма­кедонский); Никто не мог понять, что происходит, и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порож­дает хаос! (Из газет).

82. Схематически изобразите строение фигур, данных в этом парагра­фе. Составьте самостоятельно примеры инверсии, эллипсиса, умолча­ния, алогизма и градации. Найдите эти фигуры в читаемых текстах.