logo search
ТамК_комм_Козырин_2004

§ 3. Перемещение припасов

Статья 264. Содержание таможенного режима

1. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 264

В Киотской конвенции регулированию данного таможенного режима посвящена глава 4 Специального приложения "J". Положения указанной главы вобрали в себя достаточно большой опыт международной практики применения таможенного режима перемещения припасов. Многие страны предоставляют освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу на борту морского (речного) судна, воздушного судна и в поездах, прибывающих на таможенную территорию государства, исходя из того, что такие товары предназначены для удовлетворения потребностей пассажиров и членов экипажа или поездной бригады, а также необходимы для эксплуатации самих транспортных средств (далее - припасы). Предоставление такого освобождения обусловлено тем, что, как правило, припасы остаются на борту и могут рассматриваться как товары, временно ввезенные на таможенную территорию. При этом подразумевается, что припасы могут использоваться, в том числе и потребляться, во время нахождения транспортного средства на таможенной территории. В свою очередь, припасы, загружаемые на морские (речные) и воздушные суда и в поезда для последующего вывоза с таможенной территории, также обычно не облагаются вывозными таможенными пошлинами или аналогичными сборами, поскольку считаются экспортированными и тем самым пользуются такими же преимуществами, как и товары, помещенные под таможенный режим экспорта.

Российскому законодательству еще до принятия новой редакции ТК РФ был известен таможенный режим перемещения припасов. Правовое регулирование этого режима было определено Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 <*>, положения которого исходили из принципов международной практики. Того же подхода придерживается и ТК РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031.

Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов является условным в отношении иностранных товаров, помещаемых под данный таможенный режим (подп. 2 п. 1 ст. 151 ТК РФ), и в случае несоблюдения условий, установленных ст. 266 и 267 ТК РФ, ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в срок, установленный п. 4 ст. 329 ТК РФ.

Установление признаков платности/бесплатности международных перевозок направлено на исключение возможности применения таможенного режима перемещения припасов в отношении товаров, используемых для бесплатной международной перевозки пассажиров, а также для перевозки через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования - служебные командировки, туризм и т.п. (см. комментарий к ст. 265 ТК РФ).

В отношении освобождения от уплаты и возмещения внутренних налогов п. 2 комментируемой статьи содержит отсылку к законодательству РФ о налогах и сборах. Так, подп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает, что обложение НДС припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, производится по налоговой ставке 0%. Однако данная норма распространяется исключительно на топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания. В порядке, установленном ст. 165 и 176 НК РФ, в отношении указанных товаров суммы внутреннего НДС подлежат возмещению.

Статья 265. Помещение товаров под таможенный режим

1. Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров (далее в настоящей главе - припасы):

необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов);

предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

2. Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.

3. Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

4. Таможенный режим перемещения припасов применяется в отношении припасов при использовании морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации, за исключением случаев использования транспортных средств физическими лицами для личного пользования (глава 23).

Комментарий к статье 265

Товары, которые могут быть помещены под таможенный режим перемещения припасов, можно разделить на две категории: предназначенные для транспортных средств и для физических лиц. В первую категорию согласно п. 3 комментируемой статьи не входят запасные части и оборудование, также необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных), воздушных судов и поездов в пути следования и в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Такие запасные части и оборудование в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ включены в понятие "транспортное средство" и подлежат таможенному оформлению в соответствии со ст. 278 и 279 ТК РФ.

Вторая категория припасов, в свою очередь, разделена на две группы:

- предназначенные для потребления независимо от того, продаются они или нет;

- предназначенные для продажи без цели потребления на борту.

Если припасы первой группы могут помещаться как на морские (речные) и воздушные суда, так и в поезда, то наличие припасов, подпадающих под вторую группу, в поездах не допускается. Такое ограничение обусловлено тем, что возможность попадания на внутренний рынок проданных без цели потребления припасов на борту морских (речных) и воздушных судов ограничена естественными преградами. Причем продажа таких припасов на морских (речных) судах возможна только за пределами таможенной территории РФ (п. 3 ст. 266 ТК РФ). Поезда же следуют по сухопутной части территории РФ, что увеличивает риск нецелевого использования товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов.

Стоит обратить внимание на особенности декларирования припасов, установленные Приказом ГТК России от 19 октября 2001 г. N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" <*>. Декларирование таких товаров производится путем представления в качестве таможенной декларации:

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 2001. N 47.

- при ввозе припасов - стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых должны содержаться сведения о наименовании и количестве (вес, объем и тому подобные сведения) перемещаемых припасов;

- при помещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории РФ - неполной таможенной декларации в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории РФ стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах. В качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы. В ней должны содержаться следующие сведения:

- код таможенного режима (в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу РФ);

- о транспортном средстве, на которое будут погружены припасы (название морского судна, бортовой номер воздушного судна или номер поезда), его национальная принадлежность;

- о лице, осуществляющем погрузку;

- дата, место и приблизительное время погрузки;

- порт (аэропорт, станция) и страна назначения (указанная в транспортных документах) морского, воздушного судна или поезда при отправлении с таможенной территории РФ;

- наименования товаров (припасов), их количество (в основной и дополнительной единицах измерения);

- дата подачи заявки.

Заявка должна быть подписана уполномоченным лицом.

Следуя положениям рекомендуемого правила 2 главы 4 Специального приложения "J" к Киотской конвенции, п. 2 комментируемой статьи определяет, что помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов никаким образом не связано со страной регистрации и национальностью транспортного средства, которые влияют на предоставление в отношении последнего полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Данное положение исключает какую-либо дискриминацию по отношению к припасам, перемещаемым на судне или в поезде, зарегистрированным в определенной стране.

Пункт 4 комментируемой статьи распространяет применение таможенного режима перемещения припасов на припасы, помещаемые на морские (речные) суда, используемые для целей торгового мореплавания. Согласно ст. 2 КТМ РФ к таким судам помимо указанных в п. 1 ст. 264 ТК РФ относятся суда, используемые для:

- промысла водных биологических ресурсов;

- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

- лоцманской и ледокольной проводки;

- поисковых, спасательных и буксирных операций;

- подъема затонувшего в море имущества;

- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- защиты и сохранения морской среды;

- проведения морских научных исследований;

- учебных, спортивных и культурных целей;

- иных целей.

Применение таможенного режима перемещения припасов распространено также на припасы, используемые на всех видах авиации, установленных ст. 20 и определенных в ст. 21 - 23 ВК. Исключение составляют товары, предназначенные для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, используемых физическими лицами для личных целей. Такие товары подлежат таможенному оформлению в соответствии со ст. 289 ТК РФ.

Статья 266. Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов

1. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся в поездах и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

3. При помещении иностранных товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, под таможенный режим перемещения припасов освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 267 настоящего Кодекса.

4. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.

5. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками поездных бригад в пути следования, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах.

6. Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные настоящим параграфом.

Комментарий к статье 266

В целом положения рассматриваемой статьи повторяют предписания пп. 3 - 6 и 12 Положения о таможенном режиме припасов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524.

Общим условием предоставления освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, находящихся на борту морских (речных) и воздушных судов, а также в поездах при ввозе этих транспортных средств на таможенную территорию РФ, является то, что они не должны покидать пределов этих транспортных средств во время следования по таможенной территории РФ.

Новеллу составляет п. 3 комментируемой статьи, согласно которому в совокупности с положением п. 3 ст. 267 ТК РФ освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении припасов, продаваемых без цели потребления, предоставляется при осуществлении продажи на борту воздушного судна как за пределами таможенной территории РФ, так и во время нахождения воздушного судна на этой территории, а на борту морского (речного) судна - только за ее пределами.

Отсутствует в Кодексе норма п. 7 Положения о таможенном режиме припасов, устанавливающая освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания во время следования в конечный пункт назначения на таможенной территории РФ, которые не находятся на борту судна при ввозе, а загружаются уже на территории РФ. Аналогичное положение, при этом не содержащее указанного ограничения по припасам, содержится в стандартном правиле 16 главы 4 Специального приложения "J" к Киотской конвенции. Данная норма имела бы самостоятельное значение только в случае помещения под таможенный режим перемещения припасов иностранных товаров, поскольку для использования российских товаров на территории РФ не требуется проведения таможенного оформления.

Общим условием освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин при принятии на борт морских (речных) и воздушных судов, а также в поезда российских товаров с целью их вывоза с таможенной территории РФ является то, что их количество не должно превышать достаточное количество, рассчитываемое исходя из потребностей пассажиров и членов экипажа (поездной бригады) в пути следования, а также необходимости обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих транспортных средств. При определении достаточности количества припасов должны учитываться припасы, уже имеющиеся на транспортном средстве.

Возможность перегрузки припасов на другие морские (речные) и воздушные суда или поезда, используемые для международных перевозок, предусмотрена стандартным правилом 20 Специального приложения "J" к Киотской конвенции. Необходимость в совершении такой операции может быть определена, например, интересами организации, владеющей несколькими транспортными средствами, заключающимися в оптимизации их эксплуатации.

Статья 267. Использование припасов

1. Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.

2. При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Российской Федерации, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.

3. Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Российской Федерации при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.

4. Припасы, предназначенные для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.

5. Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных настоящим параграфом, во время нахождения морских (речных) судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории Российской Федерации. По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.

Комментарий к статье 267

Положения комментируемой статьи в целом перенесены из предписаний пп. 8 - 11 Положения о таможенном режиме припасов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524.

Допустимое использование припасов, имеющих статус иностранных товаров, на таможенной территории РФ, в том числе их потребление, ограничивается только пропорциональностью потребностям пассажиров и членов экипажа (поездной бригады) в пути следования и в пунктах промежуточной остановки или стоянки. Количественные показатели использования топлива, горюче-смазочных материалов и иных припасов, необходимых для транспортных средств, определяются исходя из продолжительности их нахождения на таможенной территории РФ. При этом припасы должны оставаться на транспортном средстве. Исключение составляют лишь положения п. 3, предусматривающие возможность продажи припасов во время нахождения воздушных судов на таможенной территории РФ без цели их потребления (см. комментарий к ст. 266 ТК РФ).

В части использования российских товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, этот режим можно отличить от таможенного режима экспорта. Если условия последнего предусматривают возможность изменения состояния товаров только вследствие естественных причин (п. 1 ст. 166 и ст. 122 ТК РФ), то в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов допускается использование и потребление припасов, в том числе являющихся российскими товарами, на таможенной территории РФ. Таким образом, топливо, заливаемое на территории РФ в рабочие баки воздушного судна, не может быть помещено под таможенный режим экспорта, но может рассматриваться как припасы.