logo search
Гос

8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления

В настоящее время основными государственными исполнительно-распорядительными органами республиканского уровня являются министерства, государственные комитеты, государственные организации при Правительстве.

Министерство, государственный комитет – это республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Министерства, государственные комитеты образуются на основании Указа Президента. В их компетенцию входят вопросы: регулирования работы предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности; управления деятельностью подведомственных предприятий, организаций, объединений; заключения контрактов с руководителями подведомственных организаций; владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, находящимся на их балансе; создания целевых фондов; проведения государственной кадровой политики; взаимодействия с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов и другие.

Министерство возглавляет министр, государственный комитет – председатель, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом. Министр– должность и политическая, и административная, так как он является членом Правительства, то есть команды политиков высшего уровня, в то же время, как должностное лицо издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями, несет ответственность за работу аппарата министерства и в целом за состоянием дел в отрасли. Основныефункции и полномочия министра:

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

В министерствах функционируют коллегии, в состав которых входят: министр – председатель коллегии, его заместители, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, представители других организаций. Состав коллегии утверждается Правительством.

Основные принципыорганизационно-функционального построения министерств –единоначалие и субординация.

В структуре министерств могут создаваться департаменты, на которые возлагаются специальные функции, связанные с компетенцией соответствующего министерства. Перечень департаментов с правами юридического лица утверждается Указом Президента.

В своей деятельности министерства и государственные комитеты руководствуются Конституцией Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Правительства и положениями о министерстве или комитете, утверждаемом Правительством Республики Беларусь.

По отдельным вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет Государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Как уже отмечалось, система органов исполнительной власти неоднократно реформировалась. Поиск оптимальной организационной структуры исполнительной власти продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствует ряд Указов Президента (№ 282 от 3 июня 2002 г. «О некоторых вопросах совершенствования в республике системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»; № 66 от 12 февраля 2004 г. «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций»). В соответствии с этими документами система исполнительно-распорядительных органов в Республике Беларусь была трехуровневой и включала:

В марте 2006 г. Главой государства был издан Указ № 289 от 05.05.2006 г. «О структуре Правительства», в соответствии с которым количество республиканских органов государственного управления сокращено с 47 до 39, исчезло такое звено управления, как комитеты при Правительстве и система исполнительно-распорядительных органов стала двухуровневой:

Количество министерств осталось прежним, однако в центральных аппаратах многих из них произошли и количественные и качественные изменения. Так, изменилась структура и соответственно расширились функции Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В качестве департаментов к министерствам присоединены:

В соответствии с Указом создано два новых государственных комитета: по имуществу и по стандартизации. Государственный комитет по имуществу создан на базе Фонда государственного имущества Минэкономики и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии. В состав Государственного комитета по стандартизации вошли в качестве департаментов Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации; Комитет по энергоэффективности и департамент контроля и надзора за строительством.

В республике учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, для обеспечения деятельности которого создан аппарат (на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совмине).

Из числа государственных организаций, подчиненных Совету Министров, упразднен концерн «Белместпром», а Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения передан в подчинение Правительству.

Указ также определяет перечень департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.

Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления сформирована на основе функционального и отраслевого принципов. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства и включает:

Организация государственного управления экономической сферой строится исходя из функционального и отраслевого подходов, которые определяют основные методы, инструменты и структуру системы государственного вмешательства в экономику. Исторически данные подходы сменяли друг друга, что находило отражение в соответствующем построении системы государственного управления экономической сферой. В настоящее время в управлении экономической сферой участвуют функциональные и отраслевые министерства, государственные комитеты, а также концерны, подчиненные Совету Министров. Они анализируют и дают оценку экономическим процессам, прогнозируют и планируют развитие экономики, организуют процесс экономического регулирования, обеспечивают реализацию принимаемых решений. Их функционирование обеспечивает целенаправленное воздействие государства на экономический рост, структуру экономики, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, влияет на совокупный спрос и совокупное предложение, регламентирует трудовые отношения и т. д.

В систему функциональных органов управления входят:

Ведущим звеном в этой системе является Министерство экономики Республики Беларусь, которое играет определяющую роль в развитии экономической политики республики и ответственно за ее реализацию. Стержневым направлением его деятельности является разработка концепций, прогнозов, программ, отражающих основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Отраслевые республиканские органы управления регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т. д.; обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т. д. Отраслевыми республиканскими органами управления являются:

Кроме того, важную роль играют органы хозяйственного управления концерны, подчиненные Совету Министров: Белнефтехим, Белгоспищепром, Беллегпром, Белбиофарм, Беллесбумпром.

В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления и на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа, реализацию принципа социальной справедливости.

Республиканскими исполнительными и распорядительными органами управления социальной сферой являются:

Административно-политическая сфера представляет собой комплекс, охватывающий вопросы обороны, безопасности государства, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, обеспечения защиты прав и свобод личности, безопасности граждан. Ее особенность заключается в том, что она находится в исключительном ведении государства. Важнейшими управленческими полномочиями в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладает Президент, Национальное собрание и Совет Министров. Основными республиканскими исполнительно-распорядительными органами управления в этой сфере являются:

Таким образом, сформированная и действующая система республиканских исполнительно-распорядительных органов обеспечивает комплексное и всестороннее государственное управление жизнедеятельностью общества.