logo search
ritorica

Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки

Напомним, что тропы были описаны и классифицированы еще в античном мире, наиболее полные их перечни у Аристотеля и ^Винтилиана. Традиционно тропы относят и к поэтике, и к сти-

197

листике, а используют в риторике. Основная их функция — выра­зительно-изобразительная, в этом смысле тропы служат средством культуры речи.

И в типологии, и даже в определении тропов нет полного един­ства у исследователей, а их за две тысячи лет было немало. Поэто­му здесь дано не единое определение тропа, а будут обозначены свойства тропов, которые проявляются не всегда стереотипно. Итак.

  1. Тропы, в отличие от других фигур, всегда создают образ — зрительный, слуховой, обонятельный и пр. Такие фигуры, как антитеза, звукоподражание, оксюморон, тоже создают образы, и это затрудняет разграничение тех и других. Поэтому продолжим выделение признаков.

  2. Образ, создаваемый тропами, опирается на сравнение, по­ рождающее новое, переносное, иносказательное значе­ ние слова (сочетания слов). Сравнение может быть явное, от­ крытое: Как пена, грудь ее бела (А. С. Пушкин), или скрытое, ког­ да осознание сходства происходит без вербального обозначения предмета, с которым сравнивают: например, мыслящий тростник. Человек как бы сравнивается с тростником по способности гнуться под напором обстоятельств, но сохранять свою силу и жизнь.

Такие свойства встречаются в других фигурах, таких, как введе­ние иносказания в какую-то структурную часть фигуры, тогда про­исходит слияние, например, антитезы с тропом: небо и земля — «нечто светлое, возвышенное в противопоставление грубому, низменному».

  1. Тропы разных типов могут быть расположены по возрастаю­ щей степени метафоричности, иносказания. Это свойство кладется в основу типологий как главное наряду с дру­ гими.

  2. Структурно троп как фигура выступает почти всегда в виде двухчастного словосочетания, один из членов которо­ го может использоваться лишь на мысленном уровне. Не говорят человек это тростник, но мыслящий, троп высокого ранга за­ ставляет слушающего проследить сходство в мыслях и изумиться прелести такого неявного сравнения. В этом сила тропов.

  3. Соотнесение прямого и переносного значений может осно­ вываться на сходстве сопоставляемых явлений, на контрасте или на смежности, на видах переноса, степени широты и узости по­ нятий. Это все кладется также в основу выделения типов тропов: метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, иронии и т.п.

  4. Троп опирается на общее свойство языковых единиц, расши­ ряющее границы их употребления. Вот модель этого процесса:

Значение слова -» сравнение явлений, обозначаемых слова­ми, -> троп, например метафора —> закрепление переносного зна­чения слова —> появление оттенка значения этого слова —» его многозначность, признанная в лексической норме.

198

Через переносные значения образовались, например, такие зна­чения:

Дом («здание») —> дом («жилье») -> дом («семейство, люди, живущие вместе») —> дом («династия монархов»).

Часто в быту человек употребляет и даже сам создает тропы, повышая выразительность своей речи. Эти тропы закрепляются: часы идут, часы остановились, луна молодая, солнце пылает, при­рода заснула. В сущности, любой из нас может, как и мольеров-ский Журден, удивиться: всю жизнь говорю и только теперь узнал, что говорю поэтическим языком.

В России XX в. тропы исследовали Г. Г. Шпет, А. Н. Веселов-ский, Н.Д.Арутюнова, В.Н.Топоров, Р.О.Якобсон, В.В.Ива­нов и др. Понимание сущности тропов и поныне неустойчиво; в свете семиотики троп определяется как семантическая транспо­зиция от наличного знака к знаку отсутствующему, подсказывае­мая миротекстом, или по сходству, или по причинности и пр.

В системе тропов наблюдаются сложные отношения: так, мета­фора и метонимия противопоставляются; некоторые тропы пере­ходят в другой разряд: эпитет — в метафору и пр.