logo search
DO_ak_mpravo

Государства как основные субъекты международного публичного права. Признание государств

Особенностью международного права является то, что оно создается, прежде всего, самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства главные гаранты соблюдения норм международного права.

Основным признаком государства, как субъекта международного права, и его основным качеством является государственный суверенитет, который возникает одновременно с появлением государства. Международная правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству – унитарные и федеративные.

Унитарное (простое) государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права. Сложным государством является федерация. Члены федерации (области, республики, штаты, земли и т.д.) сохраняют определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях и не являются субъектами международного права. Федерация в целом выступает на международной арене в качестве субъекта международного права.

С международной правосубъектностью непосредственно связано международно-правовое признание государства.

Вопрос о признании государства встает в случае выхода на международную арену нового государства. Признавая новое государство, члены международного сообщества соглашаются вступать с ним в международно-правовые отношения.

Институт международно-правового признания регулируется в основном нормами обычного права, односторонними актами признающих государств, резолюциями международных организаций (например, решение Совета министров иностранных дел Европейского Союза 1991 г. по вопросу официального признания новых государств на территории СССР и Восточной Европы). В этом решении установлены общие критерии признания новых государств: соблюдение принципов и норм Устава ООН, Хельсинкского акта СБСЕ 1975 г.

Относительно юридического значения признания для нового государства существует две противоположные теории: конститутивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает международную правосубъектность государства, придает фактическому состоянию юридическое значение. То есть, государство становится субъектом международного права только после получения признания со стороны других государств. Эта теория ставит международную правосубъектность государства в прямую зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находится вне международного общения, оно не имеет возможности участвовать в международных отношениях.

Декларативная теория исходит из того, что государство приобретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а только декларирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему международных отношений. Признание не имеет большого юридического значения, поскольку существование государства как субъекта международного права не зависит от его признания.

Формально юридически в основе образования любого государства лежит исключительно воля народа. Государство порождается не чем иным, как суверенитетом этого народа.

Конститутивная теория в принципе не отражает реальной действительности, так как принижает значение государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства любого государства. Признание не может наделять государство международной правосубъектностью. Государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения, вне зависимости от признания. В этом смысле декларативная теория представляет собой концепцию, наиболее адекватно отражающую объективную реальность. Однако эта теория недооценивает значение признания.

Признание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. Признание облегчает существование нового государства, ведет к нормализации его отношений с другими государствами, выводит новое государство из международной изоляции.

В литературе и, пожалуй, в практике преобладает мнение, согласно которому признание целиком зависит от воли признающего государства.

По общему правилу существуют три формы признания.

Признание государства de jure. Данное признание является полным и окончательным. Установление дипломатических отношений с признаваемым государством, указывает на данную форму признания.

Признание государства de facto. Признание временное, ограниченное. Может быть предоставлено в случае затягивания процесса становления государства. Оно, как правило, означает установление полуофициальных отношений, объем которых меняется от случая к случаю.

Признание государства ad hoc. Признание только для определенного случая (например, для ведения переговоров).

Признание государства означает одновременное признание его правительства. Однако, если власть в государстве находится у правительства, которое пришло к власти неконституционным путем (в результате революции, переворота), может возникнуть вопрос об отдельном признании правительства.

Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. Современная практика все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти на территории государства. В настоящее время все большее число государств отказывается от практики заявлений от признания правительства, ограничиваясь установлением или отказом от установления дипломатических отношений.