logo search
ritorica

90. Нарушения морфологической системы

К их числу относятся:

а) смешение признаков одушевленных и неодушевленных имен существительных: Я заметил под деревом красавца боровика;

б) колебания в роде: Однажды кот поймал мыша (встречается в говорах);

в) применение мужского рода к женщине: Анна мечтала стать летчиком (мужской род применяется в особых случаях: Анна Ах­ матова — великий поэт);

г) неуместное употребление устаревших форм: в темном лесе (современная форма в лесу, но в народной песне — в темном лесе); в сущности, это стилистическая ошибка; к этому же типу относится употребление и других устаревших слов в нейтральном тексте: Отче — форма звательного падежа, смеючись — формы деепричастия и пр.;

д) многочисленные, массовые ошибки в склонении имен чис­ лительных, особенно собирательных типа четверо, сложных типа семьсот, составных типа восемьсот девяносто семь и дробных типа двадцать один и семьдесят пять сотых;

е) полная форма имен прилагательных в роли именной части составного именного сказуемого: Лес красив(ый) в любое время года;

ж) неуместное употребление краткой формы прилагательного в роли определения: Мой сын очень способен, у него большие способ­ ности;

з) неправильное образование форм степеней сравнения имен прилагательных: Он богатее всех (надо: он богаче); Он был веселей­ ший и т.п.;

236

и) неправильные модели притяжательных прилагательных: Я отдыхал в сестриновом саду (надо: в сестрином) и пр.;

к) неправильное образование некоторых форм склонения ме­стоимений: Я был в гостях у ее (надо: у нее); ошибки в склонении местоимений сам, самый, чей, какой-либо и некоторых других;

л) смешение видов глагола, главным образом при соотнесении инфинитива и форм настоящего/будущего времени: бежать — он бегает (надо: он бежит); бегать он бежит (надо: он бегает);

м) смешение классов глагола, вследствие этого — ошибки в образовании форм спряжения: #«искаю», ты «искаешь»...; Я«со-знаваю»...; для этой работы «потребовается» много дней;

н) ошибки в чередовании согласных при образовании форм спряжения некоторых глаголов: берегу — «берегешь» (надо: бере­жешь), увлечься — «увлекаешься» (надо: увлечешься);

о) образование причастий от основы инфинитива: «вытерев-ший» — надо вытерший; с суффиксом -т: «убратый» — вместо убранный и т. п.;

п) неправильный выбор суффикса при образовании дееприча­стий: «увидя» — нужно увидев или увидевши и др.

Изучение ошибок — дело полезное для их предупреждения; но основой хорошей речи ошибки быть не могут: эту функцию вы­полняют образцовые тексты: правильная, высококультурная язы­ковая среда, устная и письменная.

97. Подберите текст для правки: рекламный листок, биографию кан­дидата, инструкцию, которая приложена к товару, газету, студенческую курсовую работу и пр. Выявите не менее пяти недочетов, ошибок, выпи­шите их из текста, чтобы было понятнее. Каждый недочет поясните. (При­водится пример из авторитетной газеты.)

Например: За последние десять лет состав правительства в России изменялся 98 раз. В Белом доме перестали даже делать ре­монт к приходу очередного министра...

  1. Изменения в правительстве бывали, как правило, не во всем его составе, слово же изменялся предполагает полную замену. Ошиб­ ка лексическая, неточный выбор слова.

  2. Не слишком ли разухабистый тон текста, сообщающего о важных событиях. Недочет стилистический: неадекватный выбор языковых средств. Ирония должна быть строже.

Подобранные вами примеры должны быть обсуждены на семинаре.