logo search
101206 Стратегия 2020 и СЭР

6.5.4. Развитие гражданской активности населения и вовлечение граждан в решение городских проблем

Концептуальные подходы

Ключевым стратегическим ресурсом любого города являются его жители. В современной динамично изменяющейся социально – экономической среде человеческий потенциал выходит на первый план. Практически все города мира развиты в части городской среды, культуры и инфраструктуры в точности настолько, насколько этого хотят и желают сами горожане. В этой связи особую важность приобретает наличие у каждого жителя города высокой мотивации к непосредственному участию в управленческих и иных процессах, направленных на улучшение своего места проживания, работы и отдыха.

На протяжении веков город Киров-Вятка-Хлынов подтверждает свою состоятельность, самодостаточность и уникальность как экономический, духовный и культурный центр.

Стратегия социально-экономического развития г. Кирова до 2020 года ставит перед городским сообществом высокие цели, связанные с новым позиционированием города во внешних и внутренних системах как места для качественной, комфортной жизни и успешной карьеры.

Долгосрочная программа развития города Кирова включает в себя систему стратегических целей, тактических задач и конкретных мероприятий, направленных на всестороннее социально экономическое развитие города.

Одним из основных направлений приложения усилий по развитию городского сообщества должна стать поддержка общественных инициатив, инноваций во всех сферах городской жизни и выстраивание отношений конструктивного взаимодействия между различными социальными, политическими, профессиональными, корпоративными и иными группами городского сообщества.

Административная поддержка инициатив, направленных на формирование атмосферы взаимного доверия власти и институтов гражданского общества, наряду с консолидированными действиями в сфере экономического развития, реконструкции городской среды, развитии систем городского транспорта, инженерных систем неизбежно приведет к позитивным изменениям в социальном самочувствии и психологическом настрое горожан.

Базовые принципы организации работ по улучшению социального самочувствия и улучшению морально – психологического настроя населения включают в себя:

  1. Принцип последовательности и постепенности.

  2. Принцип малых, но частых успехов.

  3. Принцип публичности.

  4. Принцип институциональной закрепленности.

  5. Принцип информационной открытости.

Текущая ситуация, касающаяся развития гражданской активности горожан

На сегодняшний день городом накоплен определенный позитивный опыт вовлечения горожан в процессы управления. Действует система территориального общественного самоуправления, проводятся конкурсы грантов для общественных организаций и инициативных граждан территориального общественного самоуправления, проводятся школы социальных инициатив для разработчиков социальных проектов. Большое число общественных организаций тесно сотрудничает с органами городского управления и коммерческими структурами в части решения конкретных социальных проблем. В городе регулярно проводятся публичные слушания по градостроительным вопросам, бюджет города публикуется в городских газетах.

Однако этого оказывается недостаточно, ряд проблем, как и прежде, остаются нерешенными:

Генеральная цель развития гражданской активности горожан - вовлечение их в процессы решения городских проблем, формирование у различных групп местного сообщества города Кирова ответственного и бережного отношения к своему городу, как месту своей жизни и деятельности.

Ключевые задачи:

  1. Расширение, правовое и организационное оформление спектра форм и способов участия различных групп жителей в управлении городом (местном самоуправлении)

  2. Стимулирование жителей к участию в местном самоуправлении и управлении городом.

  3. Формирование престижа на участие в общественной жизни города у различных групп городского сообщества.

Основные механизмы реализации.

При реализации программы развития гражданской активности горожан и вовлечения их в решение городских проблем должны получить более интенсивное развитие следующие механизмы:

Основные мероприятия программы развития гражданской активности горожан и вовлечения их решение городских проблем

  1. Расширение и правовое, организационное оформление спектра форм и способов участия различных групп жителей в управлении городом (местном самоуправлении).

    1. Создание и дальнейшее развитие Центров местной активности, выполняющих следующую функциональную нагрузку:

- функции общественных приемных (Главы города, Депутатов, Главы администрации города Кирова);

- функции общественных информационных центров, в том числе общественной юридической приемной, оснащенной информационно-правовыми системами (Гарант, Консультант +), а также подключением к сети Интернет;

- обеспечивающих деятельность общественного инициативного совета (включающего депутатов, представителей муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, молодежи, ТОС, НКО, инициативных граждан), сходов, собраний и конференций граждан, организацию массовых мероприятий;

- осуществляющих функции охраны общественного порядка (профилактика антиобщественных действий, охрана личного и общественного имущества).

    1. Синхронизация форматов работы с населением, используемых различными подразделениями городской администрации, в первую очередь работы с органами ТОС, проведение публичных слушаний по градостроительным вопросам, работы с ТСЖ.

    2. Разработка процедур и регламентов участия общественных структур в контроле качества деятельности городских служб и подрядных организаций.

    3. Разработка форматов деятельности центров поддержки для лидеров общественных структур (инициатив), предусматривающих периодичность обучающих мероприятий.

  1. Стимулирование жителей к участию в местном самоуправлении и в управлении городом.

    1. Расширение масштабов и тематики конкурса грантов для общественных структур.

    2. Расширение практики проведения обучающих мероприятий для лидеров общественных структур, таких как «Школа председателей ТСЖ», «Школа социальных инициатив», «Школа молодых лидеров».

    3. Проведение конкурсов идей и планировочных решений среди общественности и профессионалов при разработках проектов реконструкции и благоустройства публичных мест.

    4. Проведение общественно информационных кампаний по продвижению российских и международных «лучших практик» участия жителей в управлении городом, оказания значимых для города услуг на коммерческой и некоммерческой основе («социальное предпринимательство»).

    5. Проведение общественно информационных кампаний по продвижению лучших практик в области решения сложных и болезненных проблем города, требующих партнерства профессионалов и жителей – парковки и транспорт, вывоз и утилизация мусора, внешний вид улиц и публичных пространств, размещение объектов массового спорта и отдыха в городе и т.п.

    6. Проведение регулярного социологического мониторинга удовлетворенности различных групп жителей качеством жизни в городе и публикация его результатов.

  2. Формирование престижа на участие в общественной жизни города у разных групп городского сообщества

    1. Медиа - поддержка всех проектов и инициатив в сфере общественного самоуправления.

    2. Общественно-информационная кампания, демонстрирующая значимость для города и городской администрации инициатив и мнения жителей.

    3. Привлечение референтных лиц к участию в различных общественных мероприятиях и структурах.

    4. Общественно - информационная кампания, направленная на демонстрацию образцов оптимального поведения в городской среде и формирование образа города Кирова как территории, в которой городские проблемы решаются совместными усилиями городской власти, бизнеса, научного сообщества и широкой общественности.

Ожидаемые результаты: