logo search
Pravovedenie

В соответствии с ст. 9 закона к основным текущим валютными

операциями понимаются:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных.заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

В соответствии с п. 10 ст. 1 закона о валютном регулировании под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Исходя из п. 1 ст. 6 Закона текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничения. Что касается операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6 Закона), то они осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время этот порядок, как правило, предполагает получение разрешений Банка России.

Контроль за совершением валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля. Согласно ст. 11 закона органами являются Центробанк и Правительство РФ, но эта формулировка несколько устарела. Центральный банк РФ продолжает оставаться органом валютного контроля прежде всего в отношении банков. Проверка Центральным банком РФ, как органом валютного контроля, юридических лиц (за исключением банков) является скорее исключением, нежели правилом. При этом Центробанк является основным органом валютного контроля в РФ согласно п. 1 ст. 9 Закона. Все прочие органы валютного контроля вправе заниматься изданием нормативных актов лишь в пределах их компетенции.

Помимо названных органов в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в Российской Федерации также является Государственный таможенный комитет (ГТК России). ГТК России осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст. 199 ТК РФ). В указанной области (т. е. в пределах своей компетенции, как это подчеркивается в п. 1 ст. 12 Закона) ГТК России вправе издавать нормативные акты.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля (но не валютного регулирования). Агенты подотчетны соответствующим органам.

Так, агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, являются уполномоченные банки (исходя из п. 11 ст. 1 закона — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций). Агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России, являются таможенные органы РФ — иные, нежели ГТК России (ст. 198 Таможенного кодекса).

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

• проверка обоснованности платежей в валюте;

•- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.