5.1. Характеристика современной системы государственного управления
В современном мире любую совокупность элементов(компонентов, подсистем),взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность, единство, рассматривают как систему.
Система как единое целое приобретает новые качества, новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это ее свойство, отражающее закон перехода количественных изменений в качественные, определено понятием эмерджентность.
Так как системность присуща любому объекту, явлению, в современном материальном мире выделяют разнообразные системы: биологические, социальные, экономические, политические и другие в том числе, простые и сложные, макро- и микросистемы.
Для характеристики системы используют присущие ей общие и специфические свойства.
К общим свойствамсистемы можно отнести:
адаптивностьсистемы к окружающей ее внешней среде, к тем изменениям, которые там происходят. Способность системы сохранять свои параметры при взаимодействии с внешней средой именуетсягомеостазисом;
динамизм, отражающий ее изменение во времени и в пространстве;
структурированность. Структура системы отражает основные, системообразующие элементы и связи, которые и обеспечивают ее основные свойства;
целостность. Систему нельзя свести к сумме составляющих ее элементов. Она представляет собой иную качественную целостность;
функциональность. Любая система имеет свое предназначение, выполняет свои, только ей присущие функции.
Системы, в которых протекают процессы целенаправленного воздействия для достижения определенного полезного эффекта, называются системами управления.
Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую, управляемую и коммуникативную подсистемы.
Структура системы управления представлена на рис. 5.1.
К характерным особенностям систем управлениянезависимо от их природы и назначения относятся:
наличие информационных связей, которые играют.решающую роль в сохранении целостности системы. Без обмена информацией между элементами система не может функционировать и сохранять свою целостность;
способность переходить в различные состоянияв соответствии с управляющими воздействиями;
множество допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная;
наличие определенной структуры, отражающей контуры управления;
открытость, что обусловливает, с одной стороны, возможность воздействия на систему и, с другойее воздействие на внешнюю среду, которое может иметь самую различную природу и последствия;
целенаправленностьфункционирования системы.
u(t)
Государственное управлениеявляетсясоциальной системойсо всеми присущими ей свойствами. Причем социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и в силу этого проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. Ввиду того, что управление общественными процессами, людьми является наиболее сложной системой, она имеет ряддополнительныхпризнаков, присущих только ей:
иерархичность статусов элементов;
наличие в системе механизмов самоуправления;
самосознание субъектов и объектов управления;
формальные и неформальные отношения;
организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).
Кроме того, следует отметить, что реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий. Только она имеет право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета, налоговой системы и т. д.
Предназначение системы государственного управления состоит, прежде всего, в обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.
На входе в систему, окруженную социальной средой, постоянно поступают импульсы в виде требований и поддержки, на выходе (рецепторе) – управленческие решения и действия.
С
решения требования
поддержка
действия
Требованияк системе формируются исходя из общественных потребностей и интересов и по своему содержанию онимогут касаться:
распределительных процессов– распределения природных, денежно-финансовых, людских ресурсов, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи и др.;
регулирования, которое может осуществляться в различных формах и видах. Например, контроль за рынком товаров и услуг, производителями, безопасностью и т. д.;
коммуникативных процессов, заключающихся в предоставлении определенной информации, возможностей проведения митингов, демонстраций и т. д.
Если на входе накапливается слишком много требований, то это свидетельствует о невнимании государственных управленческих структур к потребностям общества, что характерно для закрытых систем.
Управляющая система нуждается в поддержке, которая проявляется в лояльности и благожелательном отношении объекта к управленческим решениям и действиям и выражается в материальной и нематериальной форме. Формы проявления поддержки – законопослушание, служба в армии, уплата налогов, проведение мероприятий в поддержку политики властей, добросовестное исполнение решений органов государственного управления. В случае, если система перегружена требованиями, а поддержка со стороны окружающей ее среды недостаточна, то неизбежны кризисные явления.
Главным результатомфункционирования управляющей подсистемы государственного управления являютсяуправленческие решения и действия.
Система государственного управления формируется под влиянием различных факторовуровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны, что обусловливает различие между системами государственного управления в различных странах. Например, в европейских странах церковь отделена от государства, а в исламских религиозные учреждения являются одним из главных элементов системы, а догматы Корана – ее идеологической основой. Даже в странах со сходными формами государственного устройства имеют место различные модификации систем власти и управления. То есть в реальной жизни универсальных систем государственного управленияне существует. Конкретный тип системы определяется в основном характером политического режима, а также другими особенностями государственного устройства общества.
Универсальным свойством систем является их структурированность. Теоретический анализ структурных элементов системы и ее организации выявляет внутренние качественные характеристики и системные признаки элементов, схемы распределения полномочий и предметов ведения.
Система государственного управления– это сложное образование, состоящее изнескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой социальными системами. Она включает:
систему управляющую (субъект);
систему управляемую (объект);
коммуникативную систему, т. е. систему взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т. д.
Вертикальный срезуправляющей системы можно представить в виде двух подсистем:
подсистемы А,осуществляющей публичное управление обществом и реализующую власть в масштабах всего государства тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;
подсистемы Б –государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни.
Горизонтальный срез системы государственного управлениявыделяет:
институциональную подсистему;
нормативно-правовую подсистему;
функционально-структурную подсистему;
коммуникативную подсистему;
профессионально-кадровую подсистему;
профессионально-культурную подсистему;
научно-технологическую подсистему.
Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.
Важнейшей является институциональная подсистема, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив,кто конкретноимеет право и можетэто делать.
Нормативно-правовая подсистема – основа функционирования системы государственного управления. Она включает совокупность правовых законов, правил и норм как на «входе» в систему, так и на «выходе».
Коммуникативная подсистема представляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении.
Функционально-структурная подсистема определяет роль и место каждого структурного элемента системы, его предназначение и выполняемые им специфические функции.
Она отражает форму государственного устройства, уровень централизации и децентрализации, развитость местного самоуправления.
Управленческие функции органов государственного управления многообразны и зависят от объекта, содержания, способа, объема управляющего воздействия. Функциональная система позволяет не только очертить функции, но и обеспечить их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения государственного органа его функциям.
Профессионально-кадровая подсистема предопределяет качество и эффективность государственного управления.
Неотъемлемой составляющей профессионально-кадровой подсистемы является профессионально-культурная подсистема, которую можно представить как совокупность и характер профессиональных знаний управленцев, образцов административной этики, политических, социальных, правовых ценностей и норм, исторических традиций и современных достижений науки.
Культура управленческих кадров как субъективный фактор системы государственного управления во многом определяет ее зрелость, качество, целостность. От уровня профессиональной культуры во многом зависит устойчивость системы.
Необходимо также выделить научно-технологическую подсистему как необходимый компонент, обеспечивающий ее целостность и организованность, и одновременно как важнейшее условие повышения эффективности функционирования системы государственного управления.
Управляемая система (объект) государственного управления включает все компоненты общества, подверженные государственному воздействию и выступающие как объекты управления. Каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления, в том числе и в управляемой системе.
Управляемая система отличается от управляющей системы по ряду признаков. Если для управляющей системы характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то для объекта управления характерны многообразные, многослойные горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Это – отношения, связанные с жизнеобеспечением общества (язык, семья, мораль, рынок, нация и др.), социокультурные и политические отношения, связанные с предпочтениями, ценностными ориентациями, выражающимися в поддержке того или иного общественно-политического института и т. д.
- Академия управления при президенте республики беларусь
- Раздел I. Теория и методология государственного управления Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление.
- 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма
- 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены
- 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления
- 1.4. Виды и уровни государственного управления
- Государственно-административное и политическое управление
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Становление и развитие теории и практики государственного управления
- 2.1. Этапы эволюции теории государственного управления.
- 2.2. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси
- 2.3. Концепции государственного управления
- 2.4. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Методологические основы государственного управления
- 3.1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
- 3.2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления
- 3.3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Цели, функции и методы государственного управления
- 4.1. Цели и приоритеты государственного управления
- 4.2. Функции государственного управления
- 3.4. Принципы государственного управления
- Применение совокупности принципов государственного управления на практике должно обеспечить эффективность государственного управления
- 4.3. Методы государственного управления
- Административно-распорядительные методы
- Экономические методы
- Социально-психологические методы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Современная система государственного управления
- 5.1. Характеристика современной системы государственного управления
- 5.2. Свобода и ответственность в государственном управлении
- 5.3. Представительство интересов в государственном управлении
- 5.4. Роль общественного мнения и сми в системе государственного управления
- 5.5. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления
- 6.1. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления
- 6.2. Коррупция в государственном управлении и меры борьбы с ней
- 6.3. Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
- 6.4. Конфликты в государственном управлении и механизм их разрешения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Организационная структура государственного управления Глава 7. Государственная власть и структура государственного управления
- 7.1. Ветви власти, их конституционные основы и характеристика
- 7.2. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления
- 7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Организационная структура государственного управления в Республике Беларусь
- 8.1. Условия, принципы и этапы формирования организационной структуры государственного управления в Республике Беларусь
- Республики Беларусь
- М и н и с т е р с т в а
- 8.2. Высшие органы государственной власти и органы особой компетенции в Республике Беларусь
- Система судебных органов в Республике Беларусь
- 8.3. Система республиканских исполнительно-распорядительных органов государственного управления
- 8.4. Органы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Государственная служба в системе государственного управления
- 9.1. Государственная служба как публично-правовой институт
- 9.2. Правовой статус и классификация государственных служащих
- 9.3. Профессиональная культура государственных служащих
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Управленческие процессы и технологии в государственном управлении Глава 10. Государственные управленческие решения и технологии государственного управления
- 10.1. Управленческие решения: понятие, характеристика, виды
- 10.2. Процесс разработки и принятия управленческого решения
- Методы обоснования управленческих решений
- 10.4. Документальное закрепление и реализация управленческого решения
- 10.5. Лицо, принимающее решения в системе государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Управленческие технологии
- 11.1. Управленческие технологии: понятие, содержание, характеристика
- 11.2. Технологии функционирования информационно-пропагандистских групп
- 11.3. «Электронное правительство»
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Ресурсное обеспечение и эффективность государственного управления Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления
- 12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления
- Виды функций, выполняемых Конституцией
- Юридическая
- Политическая
- Идеологическая (воспитательная)
- 12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении
- 12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления
- 13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления
- 13.2. Управление персоналом государственной службы
- 13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства
- 14.1. Финансовые ресурсы государства
- 14. 2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
- 14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений
- 14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность
- 15.1. Информационное обеспечение государственного управления
- 15.2. Обеспечение безопасности в информационной сфере
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16. Контроль в системе государственного управления
- 16.1. Общая характеристика и принципы реализации контрольной деятельности государства
- 16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля
- 16.3. Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь. Финансовый контроль
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17. Эффективность государственного управления
- 17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления
- 17.2. Критерии и показатели эффективности
- 17.3. Оценка эффективности государственного управления
- Контрольные вопросы и задания
- Литература