logo search
Pravovedenie

6.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Необходимым условием нормального и эффективного функционирования рыночной экономики является конкуренция субъектов предпринимательской деятельности, в основе которой лежат правовые принципы:

• свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которая получила свое развитие также в принципах свободы договора и самостоятельности хозяйствующих субъектов;

• свободы перемещения товаров (товарооборота) и финансовых средств на всей территории государства (другими словами — принцип единства экономического пространства);

• равенства правового статуса субъектов экономической деятельности.

Задачами любого государства, ориентированного на рыночную экономику и провозгласившего данные принципы, является не только снижение до разумных пределов степени государственного вмешательства в процессы свободного развития рынка, но также и защита этих процессов от внутренних и внешних факторов, нарушающих названные принципы и, тем самым, разрушающих конкуренцию, ограничивающих ее.

Совокупность нормативных правовых актов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночных отношений и защиту конкуренции, получила название законодательство о конкуренции или конкурентное право. Во многих странах данная отрасль законодательства традиционно именуется также антимонопольным или антитрестовским.

В России вопросы защиты конкуренции от различного рода факторов, ограничивающих ее (такие факторы именуются также антиконкурентными), регулируются антимонопольным законодательством, которое состоит из таких нормативных актов общего применения, как ;, Конституция РФ и Гражданских кодекс РФ, а также следующих нормативно-правовых актов специального применения: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции); Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее — Закон о защите конкуренции); Закон «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

В соответствии с названными нормативными актами защита конкуренции на товарных рынках обеспечивается по следующим направлениям.

1. Запрет злоупотреблений хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением на рынке.

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, которое дает ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Рыночная власть хозяйствующего субъекта основывается на том, что он обладает значительной долей на рынке определенного товара — от 35 % и выше, а также исходя из стабильности доли этого хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с российским антимонопольным законодательством само по себе доминирование на определенном товарном рынке не запрещено; противоправным признается злоупотребление этим положением, используя которое хозяйствующий субъект может ограничить конкуренцию и нанести ущерб конкурентам, другим лицам. Однако если нарушители докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка, то их действия могут быть признаны правомерными.

Законодательство различает два вида злоупотреблений доминирующим положением: 1) индивидуальное поведение хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, и 2) согласованные действия (соглашения) нескольких хозяйствующих субъектов, из которых один или они оба занимают доминирующее положение. Такие соглашения (согласованные действия) могут быть: горизонтальными, т. е. между конкурирующими хозяйствующими субъектами (потенциальными конкурентами), либо вертикальными, т. е. между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

В качестве примеров злоупотреблений можно назвать: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является дефицит либо повышение цен; навязывание контрагенту или потребителю невыгодных условий договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества и др.); установление монопольно высоких цен (такие цены устанавливаются в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара); установление монопольно низких цен (такие цены устанавливает покупатель, доминирующий на рынке, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавцов; кроме того такие цены устанавливает продавец, доминирующий на рынке, в целях вытеснения с рынка конкурентов); раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов.

2. Запрет антиконкурентных действий и актов органов власти и управления (их должностных лиц).

Российское антимонопольное законодательство рассматривает действия и акты органов власти и управления (их должностных лиц) в качестве одного из возможных факторов, способных привести к ограничению конкуренции. При этом во внимание принимаются как индивидуальные акты (действия) органов власти и управления, так и достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) таких органов с другим органами власти либо с хозяйствующим субъектом, которые:

1) необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов или ограничивают их самостоятельность в какой-либо сфере, в том числе препятствуют созданию новых хозсубъектов, например путем введения ограничений на создание новых хозсубъектов; устанавливают запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров; необоснованно вводят обязательные условия осуществления деятельности; необоснованно вводят обязательные платежи;

2) создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов по отношению к другим; в том числе нарушают принципы равенства при проведении конкурсов на размещение государственного (муниципального) заказа; понуждают потребителей приобретать товар определенных хозсубъектов;

3) ограничивают оборот (свободу перемещения) отдельных видов товаров в соответствующем регионе, в том числе необоснованно устанавливают запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ в другой.

3. Запрет недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, в том числе с использованием рекламы.

Под недобросовестной конкуренцией в антимонопольном законодательстве понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

В качестве примеров таких действий можно назвать: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 4) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, объектов смежных прав и объектов промышленной собственности) и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица (фирменных наименований), индивидуализации продукции (товарные знаки), выполнения работ, услуг (знаки обслуживания); 5) получение, использование, разглашение научно — технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

В связи с тем, что наиболее часто недобросовестная конкуренция допускается в рекламе, российское законодательство посвятило этому вопросу специальный нормативный правовой акт — Закон о рекламе.

Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, признается данным Законом ненадлежащей рекламой и запрещается к распространению.

В случае нарушения вышеназванных требований антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе арбитражный суд (суд общей юрисдикции) или антимонопольный орган по требованию потерпевшего или по инициативе антимонопольного органа вправе в пределах предоставленных ему полномочий применить к нарушителю следующие санкции гражданско-правого характера: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещение убытков; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и иные санкции, предусмотренные гражданским законодательством.

Кроме гражданско-правовых санкций антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов и органов власти и управления могут влечь также санкции административно-правового характера — меры административной ответственности в виде штрафов и конфискации предметов правонарушений. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает такие санкции за следующие антиконкурентные действия: нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12); ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы (ст. 14.3); действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли (ст. 14.9); незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара (ст. 14.10).

В случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, антиконкурентные действия признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность. К таким случаям относятся: незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, если эти деяния причинили крупный ущерб (ст. 146 УК РФ); незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 147 УК РФ); монополистические действия в форме установления монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (ст. 178 УК РФ); незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара (ст. 180 У К РФ); заведомо ложная реклама, допущенная из корыстной заинтересованности и причинившая значительный ущерб (ст. 182 УК РФ); незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (часть 2 ст. 184 УК РФ).

Лекция 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ПЛАН