logo search
ritorica

52. Топика. «Общие места»

Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, мно­го раз уже встречавшееся, избитое.

Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержа­ния речи. Само слово изобретение указывает на творческий харак­тер инвенции. «Общие места» использовали М.В.Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. БелиН-

154

ский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что-бУ по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В. Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).

Однако подобные вопросы действительно могут оказаться по­лезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Алек­сандров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Осно­вы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моде­лям») более 30 страниц.

Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге поня­тий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:

Род и вид: лиственные деревья липа, береза.

Целое и часть: дерево корни, ствол, ветви.

Причина и следствие: (примеры подберите сами). Сходство и различие: (примеры)

Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует

на объект, во втором случае они ме­няются местами.

Сопоставление и противопоставление: (примеры) Общее и частное: (примеры)

Количество и качество (количественная оценка чего-либо —

качественная оценка). Примеры единичных «общих мест»: Имя, наименование Место Время

Признаки и свойства Обстоятельства Определение Пример

И многое другое.

Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.

Предполагалось использование топов и при «изобретении», Мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не Пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.

Топы выполняют организующую функцию: помогают в состав­лении плана, организации наблюдений, сборе и организации Материала, его отборе.

155

Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в со­здании текстов делового и научного стилей.

  1. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова или в книге А. К. Михальской «Основы риторики. Мысль и слово» найдите ма­ териал о топике. Из числа топов, которые не упомянуты в данной чита­ емой вами книге, выберите 2—3 таких, которые вас заинтересуют.

  2. Дайте к 2 — 3 выбранным вами топам свои пояснения по следую­ щей схеме:

применение топа в вашем сочине-

Топ Р Р' нии, устном высказывании на конк-

описание

ретную тему.

Пример реализации (изобретения содержания) темы «Жизнь рас­тений»:

подробное описание жиз-

деревья, кустарники, тра- _ _

тт _ ни грибов, примеры наб-

Целое и части вы, мхи, грибы, водорос- ^^ ^^ миц£_

лия и пр.

53. Возбуждение интереса слушателей (Практические советы)

Независимо от размеров высказывания в нем всегда так или иначе отражается личность говорящего, пишущего. Она проявля­ется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов, т. е. в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мими­ке, позах.

Замысел автора, его позиция определяются разными фактора­ми: его убеждениями, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты лично­сти как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, под­чиненное самоконтролю).

Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это лич­ность, важны все три линии: личность не может не иметь доми­нанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.

Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.

Кстати, контакт зависит и от расположения людей — участий' ков диалога: наилучшее общение проходит в свободном кружке,Б

1:

удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в уд­линенном зале.

Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, про­фессии, интересов, уровня образованности, а также того, в ка­ком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию или вынужденно.

Если все же субъект речи вынужден обстоятельствами к обще­нию, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства, сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.

Необходимо знать также зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.

В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи возбудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь ора­тор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спек­такль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в пер­вом акте... К третьему акту зал опустеет.

Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссыл­ка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персони­фицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диа­лога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, эко­логия, политика и пр.).

Признаки усталости или понижения интереса слушателей по­буждают оратора оживить свою речь:

а) примерами — они обращены к чувственному познанию и дают передышку интеллекту;

б) вопросами, обращенными к слушателями, — они их акти­ визируют;

в) шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, воз­ буждает эмоции.

Если лектор заметил усталость, он может сократить лекцию, снять самый трудный материал.

Но возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заго­товленный материал слишком рано: нечем заполнить время. Сле­довательно, говорящий должен иметь резерв материала, который Пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов На вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.

Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докла­де, беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай 2—3 варианта концовки.

157

Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.

  1. Заведите тетрадь — копилку полезных советов. Но будьте требова­ тельны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей, а особенно — лжи. Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к ним, достижение добрых отношений.

  2. Составьте схему — модель всего раздела «Инвенция» от Аристоте­ ля до неориторики.

Не забудьте, что содержание этого раздела (как, впрочем, и последу­ющих) адресовано лишь одной стороне акта общения — лицу говоряще­му, пишущему.

Но неориторика, которая включает в сферу своих интересов и вторую сторону акта, не дает этому лицу никаких преимуществ.

Постарайтесь это отразить в вашей модели.