logo search
ritorica

28. Культура мысли. Логика речи

Можно ли говорить о культуре речи, не обращаясь к ее и ленной основе? Даже если предположить, что говорящий бе Ь'С речно пользуется литературными нормами (чтосомнителыГ можно ли считать речь хорошей, если она алогична, в ней° соблюдаются основные законы и правила науки логики9 ь

Логика, как и риторика, — одна из древнейших наук о чел веке, она изучает законы и формы правильного мышления. Пон° тия «логика», «логичный» издавна стали синонимами рассуди ума, естественных связей в мире и в мышлении. Логика служит инструментом познания, интеллекта и его развития. Так, Аристо тель в своей «Логике» достиг еще в IV в. до н. э. такого уровня логических построений, которые доступны далеко не каждому со временному оратору.

В старых риториках нормирование мысленной, логическом структуры содержания предстоящей речи называлось изобретени ем, не пустым фантазированием, а созиданием мыслительно! основы, творчеством: первое суждение подготавливало, порю дало последующее суждение или умозаключение, создавалась ло гическая цепь.

Сегодня мысленная основа речи формируется по тем же лот ческим законам, и, несмотря на отказ от изучения науки логики в средней школе и даже в высшей, логические законы и правила усваиваются людьми через изучаемые тексты по гуманитарным» особенно, естественным предметам, через художественную лик ратуру, публицистику и даже разговорную речь, ибо язык нео трывен от логики и логические конструкции лежат в основе при ложений и, особенно, текста.

Язык соотносится с сознанием, речь — с мышлением, ° неотрывны одно от другого.

Основные виды логики, используемые в построении речи

формальная логика (изучает формы мышения — понЯТй1 их определения, суждения, их соединения, умозаключения,с логизмы, обобщения, выводы); aj

диалектическая логика (исследует мышление в его v витии, в противоречиях, доказательствах и опровержениях, куссиях, полемике, спорах, борьбе противоположностей),

математическая логика (выполняет те же функцйй> ?iJ применением математического аппарата, обеспечиваюше сокую точность и надежность в абстрактных построениях)-

70

логика используется также в бытовых ситуациях как >*иН связей и зависимостей явлений: например, логика обозНаЧеН саМая доступная и убедительная зависимость между

ир01Ь1ия или процессами.

объе|СГ и правила логики в речевом акте, а следовательно, и в Законь звань1 обеспечить правильность мыслительных и язы-рит°Рике'стпукций, т.е. предложений, сверхфразовых построений, овыхко нтаксИческих целых, компонентов текста, наконец,

иеЛ0Г° ом смысле логика также есть средство культуры речи, ибо Э мышления соотносима по функции с языковой нормой. И чогика_ я О5еспечивают надежность интеллектуальных контак-Та' ИмеждУ людьми, и у той, и у другой есть свои перечни и типо-тоВиИ оШИбок, обычно допускаемых в практике общения. Л° В античной риторике придавалось большое значение топи-так названа одна из книг Аристотеля. Примеры топов, или «общих мест», наиболее употребительных в риторике:

а) род и вид, их субординация:

Мир животных млекопитающие насекомые рептилии

4

приматы и пр.

б) причины и следствия, оперирование ими;

в) признаки, свойства, качества, оперирование ими.

В XIX в. топы (топики, общие места) приобрели плохую репу­тацию, в ряду критикуемых средств риторики занимали первое место, в какой-то степени такое отношение сохранилось и поны­не. Однако нельзя не признать, что, во-первых, без них не обой­тись, во-вторых, они являются надежным инструментом логи­ческого обеспечения речи (см.: Михальская А. К. Основы ри-°Рики- мысль и слово. - М., 1996. - С. 10-11). мате°ГИЧеСК°е постР°ение текста нуждается в фактах, достоверном

риале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Та очники материала: общая образованность и культура субъек-Не'н " ПЛИВаЮи1,аяся годами, десятилетиями, собственный жиз-чакопл1 °Пыт" Первый — опосредованный опыт, первоначально к°пленнННЫ^ Другими людьми, второй — непосредственный, на-Но; в реч" Самим субъектом. Первый преобладает, это естествен-^еловых ' ВЫсказываниях, особенно в научных, политических, НенИе тогеКСТах' °ФиЦиальных, публичных происходит объеди-

Этом пп И ДРУГОГО> отбор материала и его структурирование.

Зь'ванця °Цессе Руководящими критериями служат цели выска-

зиция говорящего и логика, ее аппарат и механизмы.

71

Логический инструмент в построении высказывания — предварительный план схематичен — из 4—5 пунктов, в дал Ла шем, по мере накопления материала и его структурирований' бора, упорядочивания, план постепенно усложняется, в ^ °

П б

, в не

являются подпункты. Планы бывают простые, с л о ж н г! м и к р о т е м н ы е, т. е. такие, дальнейшее дробление которы *е невозможно. План не только необходим, но и неизбежен, та ^ свойство человеческой психики, сознательной деятельности т>° что конструирует, созидает человек, он первоначально мод

напр

рует, намечает в виде схемы, плана (этим он отличается

мер, от пчелы, которая строит соты строго геометрически делает это инстинктивно, всегда одинаково — так о пчелах ц\ ют люди).

Не следует фетишизировать план: его функция — служебная произносимой речи или написанном тексте план обычно не век производится. Но тот, кто говорит: «Я всегда пишу без плана» -ошибается, ибо мысленный план все же бывает; качество текст повышается, если плану было уделено достаточное внимание

В соответствии с планом текст разделяется на главы, раздель подразделы, наконец, на абзацы, а в устном исполнении преры вается паузами. Все умения в области структурирования мысли речи тоже обеспечивают культуру авторского труда, культуру об щения.

Назовем основные законы логики (в 90-е годы XX в. логик вернулась во многие гимназии, лицеи, высшие учебные заведа ния, поэтому здесь законы логики будут лишь слегка очерчены)

Закон тождества запрещает на протяжении рассуждеш подменять понятия: любое понятие, обозначенное словом, на про тяжении одного текста должно употребляться в одном и том а объеме значения.

Нарушение закона тождества — это ошибка (часто применяв мая умышленно в эристике в качестве софизма), называется «по мена понятий».

Второй закон — непротиворечия: «невозможно что-ли° вместе утверждать и отрицать» (Аристотель) о предмете. ^

Нарушение второго закона — незаметное, иногда по-ин сформулированное утверждение того, что ранее отрицалось в э же тексте или в другом тексте того же автора (если автор пер нил свою позицию, он дожен публично признать это).

Третий закон — закон достаточного основания дая высказанная новая мысль должна быть доказана, обосн ^ другими суждениями, истинность которых доказана ранее* ответствии с теми правилами доказательства, которые вь11Э ^ст1 ны в логике. Наиболее частая ошибка — неполное доказате т. е. приведено мало аргументов и фактов или сами доказат некорректны.

72

лько ТИпичных логических ошибок:

£Ше **е ущъно указана причина какого-то явления: «после это-а) неПцИТ до причине этого»; го " зНа ппавданный пропуск (бывает умышленный пропуск)

6)eVeHHOr°;

TocVCT -

чего-"0 несение понятии или суждении разных уровней (летом

в) с°° к0 а в апреле идут дожди), логический парадокс; &вает go4Hbie местоименные замены, создающие двоякий смысл;

^ сказанного с условием — к сказанному безусловно; на-° сказано, что предмет обладает каким-то признаком лишь пример аТуре Ниже 60 градусов, затем условие забывается и nf)H TC утверждение выдается за правильное, что неверно; ложная аналогия, ложное противопоставление и пр.

Нарушением культуры речи принято считать и чрезмерные до-

ательства общеизвестных истин, и ложную новизну (говоря­щий говорит об известном, как о новом: лошади кушают овес), и назойливое повторение какого-либо утверждения, пусть даже ра­зумного, и черезмерную логичность речи в ситуациях легкого, шутливого разговора.

Наконец, следует сказать и об умышленных нарушениях логики в интересах композиции повествования: такие нарушения не толь­ко не считаются ошибкой, а, наоборот, высоко ценятся и вызыва­ют интерес у слушателей или читателей: например, романист ута­ивает случай из молодости героя, создавая напряженный интерес читателя к загадочному поведению персонажа, или начинает по­весть с итогового конфликта, итога жизни героя, и лишь после этого показывает его жизнь ретроспективно, что позволяет читате­лю глубже осмыслить жизненные ситуации и те решения героя, которые привели его к трагическому (или счастливому) итогу.