logo search
Правоохранительные органы учебник

§ 1. Мировой суд и история его развития

Институт мировых судей в России берет свое развитие с 1864 года. Судебная реформа 1864 г. создала в России судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. Уже одно это достаточно объясняет, почему Судебные Уставы – итог труднейшей правотворческой деятельности лучших умов России того времени – вошли в историю как великий памятник законодательства.

Судебные Уставы ознаменовали начало новой эпохи в истории русского права. Выполняя желание Александра П. дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый», они провозгласили самостоятельность судебной власти, широкое участие народных масс в отправлении правосудия, всесословность, гласность, состязательность. Составная часть этого крупнейшего законодательного акта – Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Ныне, когда демократическая Россия восстанавливает на своих просторах институт мировых судей, небезынтересно и полезно вспомнить, на каких принципах формировалась мировая юстиция почти полтора века назад, какие правила лежали в основе ее организации и деятельности.

Составители уставов при учреждении мирового суда, избираемого обществом, стояли на исторической почве. Русскому праву была известна подобная форма юстиции. Еще в ХVI столетии московское правительство, испуганное усилившимися разбоями, решилось предоставить право вершить суд исключительно обществу в лице выборных губных старост и целовальников. Им была дана обширная власть, правда, контролируемая государством. Впоследствии и в сословных судах производство зачастую обходилось без коренных судей, довольствуясь наличием судей, избранных обществом.

К середине ХIХ в. назрела необходимость коренных изменений в области судопроизводства. Существовавшая судебная система уже не удовлетворяла ни общество, ни правительство. Достаточно отметить, что низшие дореформенные суды находились в ведомстве полиции и строились исключительно по принципу сословности. Производство в них представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции.

Понимая необходимость перемен, в 1827 г. граф Кочубей, в то время председатель Государственного Совета, высказал мысль об учреждении в уездах «мирных судов». Затем над созданием в России мировой юстиции более 20 лет работали различные правительственные комиссии. Труд этот неразрывно связан с именем графа Н. Блудова, возглавлявшего комиссию, на долю которой выпала пора самых крупных судебных реформ. При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции. Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой и для мировых, и для общих судов кассационной инстанции. В лице мировых судей законодатель стремился создать суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоначалие рассмотрения дел. Высшей целью этих судов признавалось примирение сторон.

Таким образом, судебная реформа 1864 г. состояла из мировых и общих судов. Должность мирового судьи была выборной. Срок службы избранного мирового судьи составлял три года.

Должность мирового судьи считалась общественной службой, была выборной и состояла в высоком пятом классе. Мировой судья имел особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона, которую возлагал на себя во время исполнения служебных обязанностей. Законом был установлен особый порядок замещения должности судьи. Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. Мировым судьей мог быть только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми. Но трактовался местный ценз весьма широко. Так, от претендента не требовалось проживания во время выборов или в течение определенного периода до выборов не только в уезде, но и даже в той губернии, где баллотировалась его кандидатура. Обязанность становиться местным жителем возникала, когда кандидат был избран на должность мирового судьи. Тогда он определял (с согласия мирового съезда) постоянное место пребывания в своем участке и должен был находиться в нем безотлучно.

Кроме местного ценза, претендент на высокий пост мирового судьи должен был отвечать и требованиям имущественного ценза. Мировой судья, как и судьи общих судов, должен был обладать имущественной независимостью. Причем претенденту на пост мирового судьи необходимо было иметь весьма солидное состояние, так как в отличие от коренного судьи мировой получал гораздо меньше содержание и в силу выборности должности являлся более зависимым. Имущественный ценз определялся таким образом: в уезде требовалось владеть недвижимым имуществом на сумму не менее 15 тыс. руб., в городах-столицах - не менее 6 тыс. руб., в прочих городах – не менее 3 тыс. руб. Столь различный размер имущественного ценза объясняется просто: таким образом, предполагалось увеличить и укрепить малочисленный в то время городской класс.

В отношении образовательного ценза законодатель также проявлял лояльность к кандидатам на пост мирового судьи, довольствуясь окончанием курса в средних учебных заведениях. Но и это требование не явилось необходимым в случае, если кандидат на пост мирового судьи не менее трех лет занимал должность, при исполнении которой мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Объяснялось это тем, что Россия в то время не располагала достаточным количеством подготовленных кадров. Кроме того, в лице мировых судей судебные уставы хотели дать местному населению не столько юристов, сколько лиц, к которым население могло бы обращаться как к авторитетным посредникам в разрешении мелких споров.

Кроме перечисленных условий, составителями уставов для должности мирового судьи было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники.

Мировые судьи в России подразделялись на участковых и почетных. Участковый судья в отличие от почетного получал от земства определенное содержание. Но он мог отказаться от содержания и в этом случае носил титул «почетного участкового судьи». Участковый судья являлся деятельнейшим членом мировой юстиции. Камера участкового судьи была открыта во все присутственные дни, за исключением дней пребывания судьи на съезде мировых судей. Но кроме этого, участковый судья обязан лично принимать жалобы и прошения как письменные, так и устные, везде и во всякое время, и не вправе отказаться в принятии бумаг ни под каким предлогом. Более того, мировой судья должен был принимать и жалобы по делам, по роду своему ему неподсудные. В этом случае жалоба передавалась им по принадлежности, о чем судья сообщал заявителю. Участковый судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство и приблизить правосудие к избравшим его жителям, мог назначать разбирательство не только в камере, но и в любом другом пункте своего участка. А съезд мировых судей даже имел право возложить на участкового судью обязанность периодически выезжать для производства суда в отдаленные от камеры местности.

В компетенцию мирового судьи, кроме рассмотрения некоторых категорий гражданских дел, не отличавшихся особой сложностью, входило рассмотрение проступков, за совершение которых могло быть назначено наказание: штраф не свыше 300 руб., арест не свыше 3 месяцев или заключение в тюрьму на срок не свыше 1 года и 6 месяцев.

Мировой судья приступал к разбирательству дел как по сообщениям судов, лиц прокурорского надзора, судебных следователей и полицейских, так и по жалобам частных лиц.

Мировой судья осуществлял в своем участке не только судебные функции, круг его обязанностей был значительнее шире, чем у судьи общего суда. Вступивший в должность участковый судья, выполнив все необходимые предварительные действия (принесение присяги, избрание места пребывания, отказ от несовместимых с должностью судьи занятий и т.п.), становился активным членом общественной жизни уезда.

Кроме судебного разбирательства в качестве судьи первой и второй инстанций, соединенного с обязанностями предварительного следствия и примирения, закон поручал мировому судье выполнять на территории своего участка также функции административного и охранительного характера. Участковый судья открывал избирательные сельские съезды, утверждал их председателей, в составе съезда участвовал в разрешении определенного вида прошений лиц мещанского сословия. Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни. Кроме того, мировой судья приводил к присяге чинов лесной стражи, принимал участие в освидетельствовании лиц, страдающих душевным заболеванием. Обязанности по устройству помещений для приговоренных к аресту, как и по надзору за ними, также возложены Законом на мирового судью.

Институт мировых судей в России просуществовал недолго. В 1889 г., за исключением Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых других крупных городов, мировые судьи были упразднены. В 1917 г. после Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров принял Декрет №1 «О суде», которым все суды и судьи признавались упраздненными.

Впервые о необходимости возрождения в России мировых судей было сказано в Концепции судебной реформы 1991 года, представленной Президентом и одобренной Верховным Советом Российской Федерации. Затем Закон о статусе судей 1992 г., учитывая перспективу появления института мировой юстиции, в ст. 11 установил пятилетний срок полномочий мировых судей, избираемых населением округа. В последующие годы лишь упоминания о мировых судьях были единственным, что позволяло ждать и надеяться на реальные шаги законодателя по восстановлению в России столь необходимого ей института мировой юстиции.

В 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» подтвердил идею создания мировой юстиции и определил, что «мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации» (ст. 28).

10 октября 1997 г. Государственная Дума приняла закон о мировых судьях, который 15 октября того же года Совет Федерации отклонил, высказав при этом ряд замечаний. Неделю работала согласительная комиссия и 24 октября федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был представлен Президенту для подписания и обнародования. 8 января 1998 г., ознакомившись с представленным ему документом, Президент отклонил закон и высказал замечания, большинство которых были вызваны несоответствием отдельных положений этого закона Конституции РФ. Закон был явно сырым, нежизнеспособным и не мог дать России реального мирового судью. Опять приступила к работе согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Верховного Суда РФ. Как и положено Закон был рожден спустя 9 месяцев. В основу его почти без изменений положен текст предложенный Президентом России.