1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли «документы» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.).
Правовые акты как один из видов документов используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «правовой акт» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, в административной деятельности он может выступать как способ доказательства или свидетельства чего-либо, для историка — историческим источником, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.
Приступая к изучению курса, прежде всего следует ознакомиться с основными профессиональными терминами и определениями, используемыми в процессе составления и оформления правовых актов в административной деятельности.
Под правовым актом принято понимать документ, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то субъектом, содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, а также документ и порождающий определенные правовые последствия.
Для правового акта характерны следующие признаки:
правовой акт представляет собой документ, т.е. оформленное надлежащим образом словесно-документальное решение уполномоченного субъекта;
правовой акт имеет официальный характер, т.е. принимается уполномоченным субъектом и порождает определенные юридические последствия;
принимается в рамках четко установленной процедуры, которая регламентируется законодательством;
призван регулировать наиболее важные общественные отношения, которые затрагивают интересы индивидов, их объединений и общества в целом.
Для административной деятельности характерно:
наличие властных актов, принимаемых в ходе разрешения юридических дел;
их правовое оформление;
гарантии соблюдения процессуальных нор, законности и обоснованности принимаемых норм.
Административная деятельность представляет собой процесс применения норм материального права.
Управленческий процесс – урегулированная нормами деятельность органов управления по подготовке и изданию правого акта управления, заключению административных договоров и совершению административных действий.
Административный процесс – осуществление конкретных управленческих действий, реализация и применение материальных административно-процессуальных норм.
Условно можно выделить следующие виды административного процесса:
1) административно-нормотворческий – издание нормативных актов публичной власти;
2) административно-правоприменительный – применение материальных норм позитивного права;
3) административно-юрисдикционный – правоохранительная деятельность субъектов.
Документационное обеспечение административной деятельности — это специфическое направление, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия решения.
На современном этапе анализ законодательства Российской Федерации и ее субъектов, а также ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные управленческие отношения, позволяет сделать вывод об отсутствии всесторонней правовой основы, которая регламентирует порядок совершения управленческих действий, процедур.
Но следует помнить, что все без исключения используемые в процессе управления процессуальные формы и методы невозможно установить правовым путем.
Вместе с тем, принципиально важные управленческие процессуальные формы, характеризующиеся особым содержанием и назначением в управленческой практике и влекущие серьезные правовые последствия (такие процессуальные формы, как подготовка, принятие, издание и использование административных актов), государство обязано регламентировать в своих законодательных актах.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме