logo search
UMK_ostavlenie_aktovv_AD

1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа

Необходимость фиксировать информацию появилась у лю­дей в глубокой древности. До нашего времени дошли «докумен­ты» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом доку­менты, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с ис­пользованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеоза­писи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.).

Правовые акты как один из видов документов используются в различных областях деятельно­сти, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «правовой акт» многозначно и зависит от того, в какой от­расли и для каких целей он используется. Так, в административной деятельности он может выступать как способ доказательства или сви­детельства чего-либо, для историка — историческим источни­ком, а специалисты в области управления считают его средством фик­сации и передачи управленческих решений.

Приступая к изучению курса, прежде всего следует ознако­миться с основными профессиональными терминами и опреде­лениями, используемыми в процессе составления и оформления правовых актов в административной деятельности.

Под правовым актом принято понимать документ, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то субъектом, содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, а также документ и порождающий определенные правовые последствия.

Для правового акта характерны следующие признаки:

  1. правовой акт представляет собой документ, т.е. оформленное надлежащим образом словесно-документальное решение уполномоченного субъекта;

  2. правовой акт имеет официальный характер, т.е. принимается уполномоченным субъектом и порождает определенные юридические последствия;

  3. принимается в рамках четко установленной процедуры, которая регламентируется законодательством;

  4. призван регулировать наиболее важные общественные отношения, которые затрагивают интересы индивидов, их объединений и общества в целом.

Для административной деятельности характерно:

  1. наличие властных актов, принимаемых в ходе разрешения юридических дел;

  2. их правовое оформление;

  3. гарантии соблюдения процессуальных нор, законности и обоснованности принимаемых норм.

Административная деятельность представляет собой процесс применения норм материального права.

Управленческий процессурегулированная нормами деятельность органов управления по подготовке и изданию правого акта управления, заключению административных договоров и совершению административных действий.

Административный процессосуществление конкретных управленческих действий, реализация и применение материальных административно-процессуальных норм.

Условно можно выделить следующие виды административного процесса:

1) административно-нормотворческий – издание нормативных актов публичной власти;

2) административно-правоприменительный – применение материальных норм позитивного права;

3) административно-юрисдикционный – правоохранительная деятельность субъектов.

Документационное обеспечение административной деятельностиэто специфическое направление, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия решения.

На современном этапе анализ законодательства Российской Федерации и ее субъектов, а также ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные управленческие отношения, позволяет сделать вывод об отсутствии всесторонней правовой основы, которая регламентирует порядок совершения управленческих действий, процедур.

Но следует помнить, что все без исключения используемые в процессе управления процессуальные формы и методы невозможно установить правовым путем.

Вместе с тем, принципиально важные управленческие процессуальные формы, характеризующиеся особым содержанием и назначением в управленческой практике и влекущие серьезные правовые последствия (такие процессуальные формы, как подготовка, принятие, издание и использование административных актов), государство обязано регламентировать в своих законодательных актах.