8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
Подготовка законопроектов на календарный год производится в соответствии с программой, утверждаемой губернатором, главой администрации, а также квартальным планом работы администрации области.
Пояснительная записка должна содержать указание предмета правового регулирования, цель и место законопроекта в системе действующего федерального и регионального законодательства, изложение концепции, общую характеристику структуры, социально-экономические и другие последствия его применения. Подписывает ее руководитель структурного подразделения.
В случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат, необходимо финансово-экономическое обоснование.
Кроме того, предлагается перечень нормативно-правовых актов субъекта РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу предлагаемого законопроекта.
Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем края, области, города.
Документы должны обязательно пройти экспертизу в юридических структурах.
Принятые законы направляются на подпись губернатору или главе администрации, мэру. В случае неподписания Законы возвращаются для повторного рассмотрения депутатами.
Постановления, распоряжения, решения разрабатываются в структурных подразделениях администраций.
Необходимо, чтобы в подготовке таких документов принимали участие юристы. При подготовке наиболее важных проектов правовых актов необходимо создавать рабочие группы.
Проекты правовых актов должны соответствовать законодательству РФ, края, области, города, а также правилам русского языка.
Одновременно с разработкой проекта правового акта необходимо подготовить предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных правовых актов или их частей.
Правовой акт состоит из содержательной части (текст документа), других реквизитов.
Содержательная часть правового акта (текст документа) - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
Правовые акты, кроме текста документа, имеют следующие реквизиты:
- вид правового акта;
- дату;
- регистрационный номер;
- заголовок;
- подпись;
- визы согласования;
- идентификатор электронной копии документа;
- правовой акт может иметь гриф ограничения доступа.
Слова и выражения в правовом акте должны использоваться в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией.
В правовом акте даются определения используемых в нем юридических и других специальных терминов, если затруднено их понимание.
В случае, когда необходимо разъяснить цели и мотивы издания правового акта, дать ссылку на документы, во исполнение которых или в соответствии с которыми принимается правовой акт, в него включается вступительная часть - преамбула.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на абзацы и подпункты.
В тексте правового акта должны быть указаны сроки исполнения поручения.
В тексте правового акта употребляются полные официальные наименования органов, организаций и структурных подразделений.
Положения, предусматривающие изменение, дополнение, признание утратившими силу ранее принятых правовых актов, включаются непосредственно в текст правового акта, либо оформляются в виде отдельных проектов.
В последнем пункте проекта правового акта должно быть указано должностное лицо, на которое возложен контроль за его исполнением.
Таблицы, графики, схемы, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, прилагаются. Нумерация приложений производится в порядке упоминания их в тексте правового акта.
Согласование проектов правового акта оформляется визой:
- проекты правовых актов должны согласовываться с руководителем структурного подразделения, непосредственно готовившим проект;
- заместителем главы администрации края, области, города, координирующим соответствующую сферу;
- руководителями предприятий, учреждений, организаций, для, которых в проекте правового акта предусматриваются задания или поручения;
- разработчик правового акта обобщает поступившие замечания и предложения, вносит изменения в проект правового акта.
Если в процессе согласования в проект правового акта вносятся изменения, дополнения, то он подлежит повторному визированию всеми ранее согласовавшими данный проект.
Все проекты правовых актов должны пройти юридическую экспертизу.
При проведении юридической экспертизы проект правового акта подлежит проверке на соответствие:
- Конституции Российской Федерации;
- федеральным законам и нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти;
- законам, другим нормативным правовым актам края, области.
Подписанные руководителем правовые акты проходят регистрацию (во многих регионах регистрация правового акта производится с использованием автоматизированной системы).
Копии правовых актов направляются адресатам согласно справке-рассылке.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме