logo
UMK_ostavlenie_aktovv_AD

2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.

1) Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции Российской Федерации право определенных субъектов внести предложение об издании закона либо внести соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение либо законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2) Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

3) Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его).

4) Опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

Президент РФ – обладает общим правом законодательной инициативы, кроме того, обладает полномочиями на внесение проектов, связанных с ратификацией, прекращением и приостановлением международных договоров, подписывает и обнародует, принятые федеральные конституционные и федеральные законы.

Совет Федерации – обладает общим правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется Советом Федерации в форме внесения в Государственную Думу: проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы РСФСР, законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, Российской Федерации либо законопроектов о признании не действующими на территории Российской Федерации актов законодательства СССР; поправок к законопроектам.

Программа законопроектной работы Совета Федерации утверждается постановлением Совета Федерации и может предусматривать анализ и оценку правоприменительной практики, которые, в свою очередь, осуществляются по утверждаемым Советом палаты планам и поручениям. Законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации, могут вноситься на рассмотрение палаты комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации. Законодательная инициатива, подготовленная для внесения на рассмотрение палаты, вместе с сопроводительными документами не позднее чем за 20 дней до начала заседания Совета Федерации направляется инициатором законодательной инициативы для подготовки заключений в комитет (комитеты), комиссию (комиссии), к ведению которых относится предмет законодательной инициативы, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для проведения правовой и лингвистической экспертиз. Заключения комитетов (комиссий) палаты, результаты правовой и лингвистической экспертиз представляются инициатору законодательной инициативы не позднее чем за 72 часа до начала заседания Совета Федерации. Законодательная инициатива может быть внесена на рассмотрение Совета Федерации только при наличии заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации. Рассмотрение на заседании Совета Федерации законодательной инициативы Совета Федерации начинается с доклада одного из ее инициаторов. С содокладом выступает председатель или заместитель председателя либо по поручению соответствующего комитета (комиссии) член комитета, комиссии Совета Федерации. Затем слово предоставляется представителю Правительства Российской Федерации для оглашения заключения Правительства Российской Федерации на законопроект или официального отзыва Правительства Российской Федерации о законопроекте. Заключение или официальный отзыв о законопроекте может не оглашаться на заседании Совета Федерации, если его текст был представлен членам Совета Федерации в письменной форме. Постановление о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу и назначении представителя (представителей) Совета Федерации при ее рассмотрении Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Законодательная инициатива с сопроводительными документами, рассмотренная Советом Федерации, и постановление Совета Федерации по этому вопросу направляются в Государственную Думу.

Члены Совета Федерации – обладают общим правом законодательной инициативы. Член (члены) Совета Федерации реализует право законодательной инициативы самостоятельно в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам. Текст законодательной инициативы члена (членов) Совета Федерации, пояснительная записка к законодательной инициативе члена (членов) Совета Федерации, финансово-экономическое обоснование, перечень актов законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, действие которых должно быть приостановлено в связи с принятием закона, готовятся непосредственно членом (членами) Совета Федерации. Текст законодательной инициативы члена (членов) Совета Федерации вместе с документами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, могут направляться для рассмотрения в комитет (комитеты), комиссию (комиссии) Совета Федерации, к ведению которых относится предмет законодательной инициативы, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации и Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации для правовой и социально-экономической экспертиз.

Депутаты Государственной Думы – обладают общим правом законодательной инициативы.

Правительство РФ – обладает общим правом законодательной инициативы, кроме того, обладает полномочиями на внесение проектов, связанных с ратификацией, прекращением и приостановлением международных договоров, только оно может внести проект закона федерального бюджета. Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ и программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства формируются Министерством юстиции Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Предложение о разработке проекта федерального закона, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства, должно содержать рабочее наименование проекта федерального закона и его концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя, перечень соисполнителей и ориентировочные сроки рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства с приложением концепций законопроектов после проведения предварительной экспертной оценки вносятся Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство в установленном порядке. При подготовке проектов планов законопроектной деятельности Правительства учитываются планы (проекты планов) законопроектных работ Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания. Проекты планов законопроектной деятельности и концепций законопроектов предварительно рассматриваются правительственной комиссией по законопроектной деятельности, после чего указанные планы утверждаются Правительством. Законопроекты, вносимые Правительством в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), направляются Аппаратом Правительства для согласования в Администрацию Президента Российской Федерации не позднее чем за 2 недели до рассмотрения их на заседании Правительства.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ – обладают общим правом законодательной инициативы.

Конституционный Суд РФ – обладает специальным правом законодательной инициативы, т.е. вправе вносить законопроекты только по вопросам, имеющим непосредственное отношение к его деятельности.

Верховный Суд РФ – обладает специальным правом законодательной инициативы, т.е. вправе вносить законопроекты только по вопросам, имеющим непосредственное отношение к его деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ - обладает специальным правом законодательной инициативы, т.е. вправе вносить законопроекты только по вопросам, имеющим непосредственное отношение к его деятельности.

Ограничен круг субъектов права законодательной инициативы при пересмотре Конституции или внесении в нее поправок: из числа субъектов законодательной инициативы правом на реализацию указанных правомочий не наделены Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также каждый в отдельности депутат Государственной Думы и член Совета Федерации. Что касается последних, то внесение ими указанных предложений может быть осуществлено лишь при поддержке этих предложений не менее чем 1/5 депутатов Государственной Думы или же соответственно 1/5 членов Совета Федерации.

В отношении внесенного субъектом в законодательный орган законопроекта за ним сохраняется право на получение полной информации по законопроекту, на участие в доработке, в обсуждении законопроекта на заседании комитета либо самого законодательного органа. В ходе доработки, обсуждения законопроекта субъект может вносить предложения, замечания, адресуемые комитету или законодательному органу, и в то же время выражать свое отношение к предложениям и замечаниям, поступающим по законопроекту со стороны других участников законодательного процесса, высказывать согласие либо несогласие с ними. Предложения, с которыми инициатор не согласится, могут приниматься либо отклоняться законодательным органом с учетом того, поддерживаются они участником процесса, который их внес, или нет. Предложения, не поддерживаемые последним, с обсуждения снимаются. Не имеет смысла проводить по ним и голосование. Этим выражается общий интерес инициатора законопроекта и участника процесса, предложившего по нему изменения.

Субъекту, выступившему с инициативой законодательного предложения, предоставляется возможность участия в работе комитетов, комиссий, осуществляющих предварительное рассмотрение этого законодательного предложения. Он может поделиться своими соображениями, высказать мнение относительно предлагаемого разработчика законопроекта, дать необходимые пояснения. Во всех случаях, когда законодательное предложение получает "воплощение" в конкретном законопроекте, председательствующему на сессии должно вменяться в обязанность уведомление участников процесса о том субъекте, кому принадлежит идея разработки рассматриваемого в законодательном органе законопроекта.

Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 №2134-II ГД «О Регламенте ГД ФС РФ»

«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов», направленные письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490

Разработка проектов ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ (законопроек­тов) осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми Правительством Российской Федерации программами и планами законопроектной деятельности.

Законопроекты вносятся в Правительство Российской Федера­ции федеральными органами исполнительной власти - головными исполнителями законопроектов с приложением следующих сопроводительных материалов:

- пояснительная записка, содержащая изложение предмета законода­тельного регулирования и концепции прилагаемого законопроекта;

- финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (в слу­чае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Кон­ституции Российской Федерации);

- перечень актов федерального законодательства, подлежащих при­знанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с данным законом;

- заключение Министерства юстиции Российской Федерации о соответствии законопроекта законодательству Российской Федерации;

- в случае, если объем законопроекта более 5 страниц - текст законопроекта в электронной форме на дискете 3,5 дюйма.

Законопроект, представляемый в Правительство Российской Федерации, должен быть завизирован руководителями федеральных ор­ганов исполнительной власти, подготовивших (вносящих) законопроект, или лицами, исполняющими их обязанности, руководителем Министерст­ва юстиции Российской Федерации или его заместителем, в соответствии с распределением обязанностей, а также руководителями других заинте­ресованных органов и организаций.

Законопроекты и сопроводительные материалы, представленные в Правительство Российской Федерации с нарушением установленных тре­бований по их составлению, оформлению и согласованию, незамедли­тельно возвращаются представившим их федеральным органам исполни­тельной власти.

Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.

Заголовок пишется с прописной буквы и отве­чает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде­рации). Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие за­коны необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изме­нения одной и той же нормы дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Текст законопроекта может подразделяться на части (например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации), разделы, главы, статьи. Номера глав проставляются римскими цифрами.

В зависимости от содержания текст статьи может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами в пределах каждой статьи.

Подпись состо­ит из слов "Президент Российской Федерации". Инициалы имени и фамилия Президента Российской Федерации ука­зываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе.

Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законо­проекта.

Требования по оформлению пояснительной записки к законо­проекту.

Пояснительная записка к законопроекту оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты:

- Наименование вида документа;

- Заголовок. В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

- Текст. Текст должен содержать обоснование необходимости принятия зако­нопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законода­тельства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

- Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законо­проекта в нижней его части.