В) Оформление законопроектов
Проект закона состоит, как правило, из следующих частей:
— заголовок;
— преамбула;
— нормативные предписания, составляющие основное содержание закона;
— заключительные и переходные положения.
Региональный закон имеет следующие формальные реквизиты:
1) обязательное наименование «Российская Федерация»;
2) заголовок регионального закона (например: Закон Белгородской области «О статусе областного центра Белгородской области»);
3) дату принятия закона региональным законодательным органом;
4) подпись руководителя региона;
5) место и дату подписания регионального закона;
6) регистрационный номер.
Заголовок закона должен давать общее представление о его содержании и точно отражать предмет закона.
Содержание правовой нормы должно определяться исходя из тех целей, которые предполагается достичь с помощью подготавливаемого закона, а также обязательно учитывая:
1) содержание норм актов более высокой юридической силы — федеральных законов;
2) принципы соответствующей отрасли права;
3) рекомендации юридической науки о наиболее эффективном варианте правового регулирования соответствующих видов общественных отношений;
4) способы правового регулирования, которые могут обеспечить эффективное действие проектируемых норм.
При формулировании нормы будущего закона разработчику рекомендуется оценить возможные последствия ее применения с тем, чтобы уже на ранней стадии подготовки законопроекта избежать нежелательных результатов. Содержание нормы права в тексте закона излагается в виде нормативных правовых предписаний.
В зависимости от направленности закона возможно применение следующих видов нормативно-правовых предписаний: предписание-принцип, предписание-дефиниция, управомочивающее, обязывающее, запрещающее, императивное, диспозитивное, бланкетное, отсылочное или обеспечивающее предписания.
Устанавливаемые законом права и обязанности должны быть реальными, соответствовать современному уровню развития регулируемых общественных отношений, иметь надежный правовой механизм их защиты и охраны.
Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности: 1) сфера действия закона; 2) цели и задачи; 3) общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения; 4) правовые последствия; 5) заключительные положения.
Сначала формулируются нормы, имеющие общий характер, а затем нормы, конкретизирующие основные принципы и другие общие положения.
Общие положения определяют предмет, цель закона, сферу отношений, регламентируемых им, а также принципы, на которых основывается регламентация.
В зависимости от предмета закона, объема и характера нормативного материала, нормативные предписания группируются в тексте проекта по отдельным структурным подразделениям: частям, разделам, главам.
Структура закона должна быть рациональной. Части, разделы и главы проекта располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к более конкретным.
Нормативные предписания следует излагать в виде статей, имеющих заголовок и порядковый номер. Статьи нумеруются арабскими цифрами. Статьи могут подразделяться на абзацы, именуемые частями и имеющие порядковый номер. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.
В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия закона, в него включается вступительная часть — преамбула. Нормативные предписания в преамбулу не помещаются.
Общим правилом для формулирования региональных законов является их изложение на русском языке — государственном языке Российской Федерации.
Терминология, используемая в проекте регионального закона, не должна отличаться от терминологии, используемой в федеральном законодательстве.
Для стимулирования общедоступности и понятности языка закона необходим строгий надзор законодателя за правильностью, последовательностью, четкостью и единством используемого терминологического поля. Определения терминов целесообразно давать в самом тексте закона, в той его части, где данный термин употребляется впервые.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме