logo
UMK_ostavlenie_aktovv_AD

2. Ясность и доступность языка правового акта.

Доступность правового акта - необходимое условие укрепле­ния законности, внедрения емких юридических начал. Однако уровень простоты и ясности правового акта должен оп­ределяться в зависимости от того, на кого он рассчитан, какой сфе­ры отношений касается. Если он рассчитан на специфическую ка­тегорию людей, то в таком акте возмож­ны употребления специальных и технических терминов, особых оборотов. Правовые акты, которые обращены к широким слоям населения, должны излагаться простым и доступным языком.

3. Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.

Если в процессе исполнения правового акта обнаруживается ряд вопросов, на которые он не дает исчерпывающего ответа, если он не предусматривает механизм его реализации, то такой доку­мент не будет эффективным.

4. Отсутствие в тексте декларативности.

Эффективным и действенным инструментом в преобразовании жизни служит лишь тот закон, который точно и конкретно опре­деляет права и обязанности субъектов правоотношений, четко формулирует меры их обеспечения.

5. Оптимальный объем документа.

Чрезмерно обширный, громоздкий текст затрудняет ориенти­рование в законодательстве, создание автоматизированных поис­ковых систем. Краткость текста документа - это оптимальная экономичность изложения мысли при сохранении полноты содержания.

6. Соблюдение логической последовательности в тексте.

Новый правовой акт должен согласовываться с действующими правовыми актами, исключать противоречия и повторения. Издание новых пра­вовых норм без учета предшествующих недопустимо.

7. Унификация формы и структуры правовых актов, способов изложения правовых предписаний.

Этот принцип предполагает использование стереотипной структуры, единой формы юридических конструкций и формули­ровок, унифицированного языка.

8. Язык правового акта - это язык официального документа.

9. Сокращения в нормативном тексте.

Непонятные для большинства населения, широко не распро­страненные сокращения не должны употребляться при изложении правовых норм. Они приводят к не­доразумениям и неправильному толкованию. Об­щепризнанные и всем понятные аб­бревиатуры (вуз, профсоюз, универсам и т.п.) сокращают объем нормативного материала, способствуют его компактности.

Сокращение наименования учреждения или организации в за­коне допустимо в случае, если оно специально предусмотрено по­ложением, уставом или актом об образовании этого учреждения или организации.