2. Ясность и доступность языка правового акта.
Доступность правового акта - необходимое условие укрепления законности, внедрения емких юридических начал. Однако уровень простоты и ясности правового акта должен определяться в зависимости от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Если он рассчитан на специфическую категорию людей, то в таком акте возможны употребления специальных и технических терминов, особых оборотов. Правовые акты, которые обращены к широким слоям населения, должны излагаться простым и доступным языком.
3. Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.
Если в процессе исполнения правового акта обнаруживается ряд вопросов, на которые он не дает исчерпывающего ответа, если он не предусматривает механизм его реализации, то такой документ не будет эффективным.
4. Отсутствие в тексте декларативности.
Эффективным и действенным инструментом в преобразовании жизни служит лишь тот закон, который точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, четко формулирует меры их обеспечения.
5. Оптимальный объем документа.
Чрезмерно обширный, громоздкий текст затрудняет ориентирование в законодательстве, создание автоматизированных поисковых систем. Краткость текста документа - это оптимальная экономичность изложения мысли при сохранении полноты содержания.
6. Соблюдение логической последовательности в тексте.
Новый правовой акт должен согласовываться с действующими правовыми актами, исключать противоречия и повторения. Издание новых правовых норм без учета предшествующих недопустимо.
7. Унификация формы и структуры правовых актов, способов изложения правовых предписаний.
Этот принцип предполагает использование стереотипной структуры, единой формы юридических конструкций и формулировок, унифицированного языка.
8. Язык правового акта - это язык официального документа.
9. Сокращения в нормативном тексте.
Непонятные для большинства населения, широко не распространенные сокращения не должны употребляться при изложении правовых норм. Они приводят к недоразумениям и неправильному толкованию. Общепризнанные и всем понятные аббревиатуры (вуз, профсоюз, универсам и т.п.) сокращают объем нормативного материала, способствуют его компактности.
Сокращение наименования учреждения или организации в законе допустимо в случае, если оно специально предусмотрено положением, уставом или актом об образовании этого учреждения или организации.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме