7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.
Устав содержит установленные правила поведения, обязательные для всех работников данной организации и самой организации как юридического лица. Обязательность ряда положений Устава может распространяться и на третьих лиц.
Общие положения о порядке составления и оформления Устава содержатся в части 1-й Гражданского кодекса РФ. Следует отметить, что Устав составляется в письменной форме, в виде единого документа.
Закон не содержит каких-либо определенных требований к составлению титульного листа Устава. Сложившаяся практика показывает, что на титульном листе принято располагать наименование организации, гриф утверждения Устава учредителями (или учредителем) с указанием даты и номера протокола, а также место и год регистрации.
Положение - это нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы государственных органов (например, Положение о министерствах, ведомствах, управлениях), одного органа (например, Положение о государственной автомобильной инспекции), либо структурного подразделения (комиссии, группы).
В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу (например, Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан на предприятиях).
Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые разрабатываются для систем учреждений и предприятий. В текст положения необходимо включить такие разделы, как общая часть (преамбула), основные функции, права, порядок образования и организации работы и другие в зависимости от характера положения.
В формуляр-образец положения входят следующие реквизиты: наименование министерства, ведомства, организации, структурного подразделения, дата, регистрационный номер, наименование вида документа, место издания, гриф утверждения, заголовок к тексту, текст, подпись, отметка о согласовании.
Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.
Положения о структурных подразделениях (службах) можно разделить на:
- Положения о структурных подразделениях;
- Положения о коллегиальных и совещательных органах как руководящих (коллегия управления), так и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);
- Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Структура Положения о подразделениях нормативно не закреплена, но на практике выработана следующая структура:
- общие положения;
- основные задачи;
- функции;
- права и обязанности;
- ответственность;
- взаимоотношения.
Дополнительно могут быть разделы: «Руководство» (управление); «Организация работы».
В разделе «Общие положения» указываются: полное официальное наименование подразделения и степень его самостоятельности; дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение; какими законодательными, нормативными правовыми и инструктивными документами руководствуется подразделение в своей деятельности; кем возглавляется и кому подчиняется; порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения; кем утверждаются структура и штаты подразделения; наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие характер и направления его деятельности.
В разделе «Функции» указывается, какие действия или виды работ должно выполнять подразделение для осуществления поставленных задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
Раздел «Права и обязанности» устанавливает, какие действия имеет право осуществлять руководитель в целях выполнения возложенных на подразделение функций.
В разделе «Ответственность» устанавливаются критерии оценки работы подразделения и мера персональной ответственности руководителя. Критериями оценки должны быть объективные показатели, характеризующие качество, своевременность, объемы выполняемой работы.
Поскольку этот раздел формируется как ответственность руководителя, основное внимание следует уделять видам ответственности за невыполнение или некачественное выполнение, прежде всего, управленческих функций.
В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
Инструкция - это правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов (например, приказов).
Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которые распространяются ее требования.
Текст инструкции разбивают по определенной логической схеме на разделы, пункты и подпункты. Как правило, инструкция начинается с раздела «Общие положения», в котором указываются цели ее издания, область распространения и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены ее новой).
Текст инструкции излагается от третьего лица или в безличной форме. Инструкция оформляется на общем бланке. Она утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем. На инструкции может быть сделана пометка о том, что она является приложением к распорядительному документу.
Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и взаимоотношений с другими работниками и подразделениями, обеспечивающий условия для его эффективной работы.
Должностная инструкция разрабатывается на каждую должность, предусмотренную штатным расписанием, или рабочее место, если в подразделении имеется несколько работников, занимающих одинаковые должности, но выполняющих различную работу.
Значение должностной инструкции как организационного документа заключается в том, что она позволяет:
- рационально распределить функциональные обязанности между работниками;
- повысить своевременность и надежность выполнения задач;
- четко определить функциональные связи работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
- объективно применять меры воздействия;
- повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
- организовать равномерную загрузку работников;
Должностные инструкции обычно пересматриваются 1 раз в пять лет (лучше 1 раз в три года) и обязательно уточняются ежегодно по итогам аттестации персонала структурного подразделения.
Документ подписывается непосредственным руководителем сотрудника, утверждается руководителем структурного вышестоящего подразделения. Обязательными для должностной инструкции являются визы кадровой службы, юрисконсультанта организации или соответствующего управления, а при необходимости - также визы заинтересованных структурных подразделений и должностных лиц, с которыми осуществляется сотрудничество.
Типовая схема построения должностной инструкции нормативно не закреплена, поэтому можно говорить лишь о выборе наиболее целесообразной структуры должностной инструкции из тех, что выработаны практикой:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность;
- взаимоотношения. Связь по должности;
- условия оплаты труда;
- показатели оценки работы.
Дополнительными разделами в структуре должностной инструкции могут быть:
- организация работы;
- порядок утверждения и внесения изменений (если он отличается от обычного или требует особого утверждения;
- контроль, проверка и ревизия деятельности.
Инструкция по делопроизводству устанавливает единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
В инструкцию необходимо включить разделы:
- правила оформления документов в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;
- порядок подготовки правовых актов;
- порядок подготовки других видов документов;
- организация работы с отправляемыми и поступающими документами;
- осуществление контроля за сроками исполнения документов;
- особенности работы с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения;
- систематизация и обеспечение сохранности документов.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме