logo search
101206 Стратегия 2020 и СЭР

2.1. Образование

В период 2006 – 2010 гг. объем финансирования сферы образования значительно увеличился (с 1 527 505,5 тыс. руб. в 2006 г. до 1 625 654 тыс. руб. в 2010 г. по Управлению образования администрации города Кирова). Объем внебюджетных средств, доходов от оказания платных услуг, привлекаемых в отрасль образования, также увеличился - с 140234 тыс. руб. в 2006 г. до 249 340 тыс. руб. - в 2010 г. В целях формирования оптимального состава сети реализуется «Программа реструктуризации и оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 гг.», утвержденная решением Кировской городской Думы от 25.04.2007 №2/13.

На сегодняшний день сеть учреждений образования города Кирова составляют 210 муниципальных учреждения:

- 130 дошкольных образовательных учреждений;

- начальная школа - детский сад;

- 55 общеобразовательных учреждений;

- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;

- центр образования;

- 3 межшкольных учебных комбината;

- 3 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- 8 образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- центр повышения квалификации работников образования г. Кирова;

- центр диагностики и консультирования г. Кирова;

- курсы гражданской обороны муниципального учреждения «Кировское городское управление гражданской защиты».

По итогам 2008-2009 учебного года отраслью общего образования достигнуты следующие результаты:

- успевают 99,7% школьников (стабильно высокий результат на протяжении 4 лет);

- 47,77 % школьников учатся на «4» и «5» (в 2008 году – 47,4 %);

- 6,1 % завершили учебный год только с отличными отметками (в 2008 году – 5,9 %);

- 57 баллов составляет средний тестовый балл по ЕГЭ (51,7 – в 2007 году; 56,1 – в 2008 году);

- в олимпиадах приняли участие все муниципальные общеобразовательные учреждения. Общее количество участников в 2009 году составило 3539 человек (8,8 % всех учащихся), в 2008 году - 3062 человека (7,7 %).

- победителями и призёрами городского этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 669 школьников из 58 МОУ (в 2007-2008 учебном году - 530 учащихся из 54 образовательных учреждений);

- 174 кировских школьника вошли в число победителей и призёров областных предметных олимпиад (183 – в предшествующий учебный год), завоевав 59,4 % всех призовых мест (177 из 293);

- в 2008-2009 учебном году 43 учащихся являлись стипендиатами Благотворительного фонда «Содружество»;

- в 2006 - 2008 гг. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 19 муниципальных общеобразовательных учреждений стали победителями конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, получив грант на общую сумму 25 млн. рублей.

Основными проблемными аспектами системы общего школьного образования города Кирова объективно являются:

- значительное ухудшение материально – технической базы образовательного процесса;

- высокий процент износа основных фондов.

В сфере первоначальной ступени образования – дошкольном образовании, с учетом значительного спроса со стороны населения на данный вид услуги, в течение последних 5 лет количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений выросло незначительно:

- по состоянию на конец учебного 2009/2010 года в сети дошкольных образовательных учреждений города 132 детских сада, из которых 4 на начало года находились на капитальном ремонте;

- в 2009 году после капитального ремонта открыты 2 дошкольных образовательных учреждения;

- в начале 2010 года открыт после капитального ремонта один детский сад на 110 мест.

На фоне увеличения на две с лишним тысячи численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении услуги дошкольного образования, число мест в ДОУ за тот же период увеличилось лишь на 643 места. Не в полном объеме удовлетворяется потребность в группах компенсирующей направленности, в частности:

- в 2008 г. численность детей, посещающих группы компенсирующей направленности, составила, в целом по сети, на 38% больше нормы предельной наполняемости, установленной для групп данного типа (в 2009 г. - 22%).

- отсутствуют группы для детей с нарушением слуха;

- недостаточно групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и задержкой психического развития.

По состоянию на 2009 год нуждаются в капитальном ремонте 55% детских дошкольных учреждений МО «Город Киров». Таким образом, первоочередной задачей в сфере дошкольного образования является обеспечение необходимого количества мест в дошкольных учреждениях, в том числе мест в коррекционных группах.

Практика подтверждает, что развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, а также отлаженный механизм взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования позволяет эффективнее использовать потенциал муниципальной системы образования в целом.

Анализ изменения значения среднегодового количества детей, обучающихся по программам дополнительного образования, указывает на устойчивую тенденцию постепенного увеличения данного показателя. Следует отметить, что в систему дополнительного образования входят спортивные школы, кружки и иные клубные формирования, которые несут соответствующую функциональную нагрузку.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки гибкой и эффективной системы мотивации школьников города Кирова к посещению учреждений дополнительного образования.

Одной из значительных проблем в сфере образования является низкий уровень сменяемости кадров, что приводит к повышению среднего возраста работников сферы. По оценкам, возраст работников сферы образования превышает 50-55 лет. Влияние данного фактора на уровень образования можно оценить как положительный с учетом высокого уровня профессионализма работников со значительным стажем. С другой стороны, подобная ситуация отрицательно влияет на их условия труда.