Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
Основой теории организации является теория систем. Система – это целостность, состоящая из взаимосвязанных частей. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, структура и иерархичность, управление. Т.к. организация взаимодействует с внешней средой, то она рассматривается как «открытая система». Откр. сис-ма зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая орг-ция явл. откр. сис-й. Внеш. среда: государство и общественность, поставщики, кредиторы, конкуренты, потребители. Внутренняя среда также воздействует на орг-цию: это собственники капитала, менеджеры, наемные работники, производство. Внутренняя среда явл. источником жизненной силы орг-ции. Внешняя среды – источник, питающий орг-цию ресурсами. Жизненный цикл орг-ции – это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Стадии жизн. цикла: становление (зарождение идеи, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юрид. оформление орг-ции, набор персонала, выпуск первой партии продукции), рост (период быстрого роста орг-ции, увеличение числа сотрудников, активное освоение рынка), зрелость (период стабилизации роста, организация лидирует на рынке, структура орг-ции усложняется, устойчивое положение во внешней среде), упадок (замедление роста, может характеризоваться реструктуризацией или спадом производства).
Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
Конституция РФ: 1)признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти; 2)определяет пределы правового регулирования орг-ции м.с. - органы м.с. не входят в систему органов гос. власти; 3)закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного сам-ния важнейшие начала орг-ции мест. сам-я; 4)устанавливает важнейшие гарантии прав местного сам-я: самостоятельность определения структуры органов мест. сам-я, учет мнения населения при изменении границ территории мест. сам-я, обязательность передачи органам мест. сам-я необ-х финансовых и мат. средств. Признаки, отличающие мест. власть от гос-й: 1)в сис-ме органом м.с. отсутствует строгая иерархия и субординация в отношениях; 2)м.с. функционирует не от имени гос-ва, а в целях интересов местного населения; 3)местная власть ближе к населению, чем гос-ная; 4)функции м.с. менее политизированы; 5)финансовую основу м.с. составляет муниципальный бюджет и мун. собственность. Население непосредственно осуществляет местное самоуправление или через органы мест. сам-я.
Понятие и отличительные признаки государственного управления.
Требования к управлению мы рассматриваем как критерии оценки субъекта, включающие в себя:
Взаимосвязь всех звеньев.
Системный подход — способность управляющего мыслить, выстраивать логическую цепочку.
Учет негативных последствий. Чем выше уровень управления, тем более дальние последствия учитываются.
Грамотность, компетентность (профессиональная, специальная грамотность, наличие познаний в специальной области).
Натуральность — управление должно быть комфортным как для управляющего, так и для управляемого (этика управления, грамотность).
Синтетичность — руководитель должен обладать познаниями в той области, в которой функционирует данная организация.
Качество определяется соблюдением всего, что указано выше.
Принципы — это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Существуют три группы принципов государственного управления:
Политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, равноправие национальностей, принцип законности).
Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный).
Определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические).
Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции и структура.
СФ – это верхняя палата Фед. Собрания РФ. Порядок формирования СФ определяется фед. законом «О порядке формирования СФ ФС РФ» - СФ включает по 2 представителя от каждого субъекта России (по одному депутату из законодательного (представительного) и исполнительного органов гос. власти). СФ не имеет определенного срока полномочий, его состав периодически обновляется по мере проведения выборов в органы гос. власти. В соот-вии с Конституцией РФ функции СФ определяются его полномочиями: 1)утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2)утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; 3)утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; 4) решение вопроса о возможности исп-ния Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5)назначение выборов Президента РФ; 6)отрешение Президента РФ от должности; 6)назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 7)назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 8)назначение на должность и освобождение от должности Ген. прокурора РФ. Кроме того, конституционно-правовой статус СФ определяет, что СФ выносит одобрение или отклоняет принятые Г.Думой федеральные законы (вопросы, касающиеся фед. бюджета, фед.налогов, защиты гос. границы, войны и мира явл. обязательными к рассмотрению в СФ).
Структура и виды административно-правовых норм.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.
Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.
Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.
Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.
Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.
Основные черты административно-правовых норм.
Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.
Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.
Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.
Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.
Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).
Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).
Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.
Структура административно-правовой нормы.
Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).
Диспозиция - это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР - это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).
Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).
Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.
Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка - административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела - административно-процессуальная санкция.
Виды административно-правовых норм.
По содержанию:
- общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);
- особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.
2. По предмету регулирования:
- материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);
- процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).
3. По предмету воздействия:
- обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции - ст. 10 Закона о милиции);
- запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);
- уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции - ст. 11 Закона о милиции).
4. По действию во времени:
- срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);
- бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок - до их отмены, например, Закон о милиции);
- временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).
5. По действию в пространстве:
- общероссийские (действуют на всей территории России);
- местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);
- межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).
6. По способу выражения:
- письменные;
- словестные;
- конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).
Способы реализации административно-правовых норм.
Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:
Соблюдение - это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).
Исполнение - это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.
Использование - добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.
Применение - это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).
- Понятие и система государственной службы в рф.
- Функции, методы и средства государственного управления.
- Подбор и отбор персонала как функция управления персоналом.
- Президент России: конституционно-правовой статус, полномочия и компетенция.
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.
- Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики.
- Этапы развития теории и практики менеджмента.
- Административно-правовой статус государственный служащих и порядок прохождения ими службы.
- Понятие и классификация целей в государственном управлении.
- Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации.
- Социальная политика государства: сущность, содержание, механизмы реализации
- Сущность собственности как экономической категории. Формы собственности.
- Опыт становления местного самоуправления в России.
- Система налогов, формирующих муниципальный бюджет.
- Основные цели региональной политики государства. Способы выравнивания социально-экономического развития регионов.
- Муниципальное образование: основные типы и критерии систематизации.
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- Эффективность управленческих решений: сущность и понятие. Особенности оценки эффективности управленческих решений.
- Государственная Дума Федерального Собрания рф: конституционно-правовой статус, порядок формирования, компетенция.
- Понятие и содержание трудового договора.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- Организационные основы местного самоуправления.
- Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
- Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации.
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом.
- Гражданство рф: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
- Государственный бюджет рф: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе.
- Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции
- Аттестация государственного служащего.
- Понятие трудового договора. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения.
- Судебная система Российской Федерации.
- Государственные и муниципальные финансы: сущность, функции, принципы и роль. Государственное регулирование финансов.
- Условия и факторы результативной работы менеджера.
- Организация связей с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Информационная безопасность: понятие, виды угроз, система обеспечения.
- Целевая ориентация управленческих решений
- Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели
- Условия и факторы качества управленческих решений
- Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
- Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления
- Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных
- Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- Подбор и отбор работников как функция управления персоналом
- Оценка персонала как функция управления персоналом
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом
- Мотивация поведения и результатов труда персонала
- Управление карьерой как функция управления персоналом
- Основные направления региональной политики в Российской Федерации
- Структура управления регионом в условиях федерального государства
- Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы
- Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты
- Налоговая система региона
- Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона
- Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории
- Функции, методы и средства государственного управления
- Институт президентства в Российской Федерации
- Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении
- Система исполнительной власти в Российской Федерации
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации
- 1 Блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):
- 2 Блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 3 Блок - федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- Основные теории местного самоуправления
- Муниципальная должность: понятие, характеристика
- 2) Иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора — муниципальные должности муниципальной службы.
- Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации
- Организационные основы местного самоуправления
- Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления