logo search
ТамК_комм_Козырин_2004

Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории российской федерации

Статья 119. Место и время убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации

1. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации (далее - убытие товаров и транспортных средств) допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407).

2. Положения настоящей статьи не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 119

Убытие товаров и транспортных средств представляет собой таможенную процедуру вывоза за пределы таможенной территории РФ товаров, помещенных под таможенные режимы, предусматривающие их вывоз с таможенной территории РФ (экспорт, временный вывоз, переработка вне таможенной территории, припасы и др.), а также транспортных средств, вывозимых в соответствии с таможенным режимом временного вывоза либо после окончания таможенного режима временного ввоза. ТК РФ 1993 г. не рассматривал убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ в качестве самостоятельной таможенной процедуры, вместе с тем отдельные его положения, регулирующие порядок проведения предварительных операций, касались убытия. В частности, ст. 139 устанавливала обязательное уведомление таможенного органа о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ, а процедура представления товаров и транспортных средств в месте доставки (ст. 142) применялась в том числе к вывозимым товарам и транспортным средствам.

Согласно п. 1 комментируемой статьи убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу. Указанное требование обусловлено необходимостью осуществления таможенного контроля, одной из целей которого является исключение фактов вывоза за пределы таможенной территории РФ товаров, в отношении которых не соблюдены запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не уплачены вывозные таможенные пошлины.

Порядок пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <*>, в соответствии с которым пропуск через Государственную границу производится только в установленных пунктах пропуска и представляет собой разрешение на пересечение Государственной границы въезжающими на территорию РФ или убывающими с ее территории лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными (см. подробнее комментарий к ст. 69 ТК РФ).

--------------------------------

<*> ВВС. 1993. N 17. Ст. 594.

Разрешение на пересечение Государственной границы выдается после проведения в отношении товаров и транспортных средств пограничного, транспортного, таможенного и иных видов государственного контроля. В связи с этим п. 1 ст. 119 ТК РФ устанавливает, что убытие товаров и транспортных средств может осуществляться только во время работы таможенных органов. По мотивированному запросу перевозчика или заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции при убытии товаров и транспортных средств могут совершаться вне времени работы таможенного органа (п. 2 ст. 407 ТК РФ).

Приведенные в настоящей статье требования применяются ко всем товарам и транспортным средствам, вывозимым с таможенной территории РФ, независимо от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка. Не применяются положения настоящей статьи только в отношении товаров, перевозимых морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории РФ, поскольку специфика перевозки товаров указанными транспортными средствами не предусматривает их нахождения в пунктах пропуска.

Иных исключений из общего правила комментируемая статья не предусматривает. Вместе с тем представляется, что технологические особенности транспортировки товаров трубопроводным транспортом и перемещения товаров по линиям электропередачи также исключают применение положений настоящей статьи (подробнее см. комментарий к ст. 310 ТК РФ).

Статья 120. Представление документов и сведений

1. Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа.

2. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

3. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.

Если в представленных документах не содержится сведений, предусмотренных статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления сведений, не предусмотренных статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

Комментарий к статье 120

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа, для получения которого ему должны быть представлены документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий их вывоз с таможенной территории РФ. К таким режимам относятся, в частности, экспорт, международный таможенный транзит, переработка вне таможенной территории, реэкспорт, некоторые специальные таможенные режимы (временный вывоз, перемещение припасов, перемещение товаров, вывозимых с таможенной территории и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, и др.).

Как правило, документом, подтверждающим помещение товаров под соответствующий таможенный режим, является таможенная или транзитная декларация.

Транспортные средства в соответствии со ст. 270 ТК РФ перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенным режимом временного ввоза или временного вывоза. С учетом этого убытие транспортных средств, груженых и порожних, может осуществляться как в связи с помещением их под таможенный режим временного вывоза (как правило, это российские транспортные средства), так и в связи с завершением действия ранее заявленного таможенного режима временного ввоза (обратный вывоз временно ввезенных иностранных транспортных средств). Установленный главой 22 настоящего Кодекса порядок перемещения транспортных средств предусматривает их помещение под таможенный режим и завершение действия этого режима при фактическом ввозе или вывозе транспортного средства, в связи с чем представления документов, подтверждающих помещение транспортного средства под таможенный режим, таможенному органу не требуется.

Помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий их вывоз, является основным условием получения разрешения на убытие товаров. В отсутствие документов, подтверждающих помещение товаров под соответствующий таможенный режим, вопрос о выдаче перевозчику разрешения на убытие товаров таможенным органом не рассматривается. Помимо документов, указанных в п. 2 комментируемой статьи, до убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории перевозчик должен представить документы и сведения, предусмотренные ст. 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. Ссылка на упомянутые статьи не означает, что такие документы и сведения подлежат представлению лишь в случае, если они представлялись при ввозе. Требование о предоставлении указанных документов должно распространяться на любые перевозки товаров, в том числе на случаи вывоза российских товаров.

Представляемые в соответствии с названными статьями документы можно разбить на три основные группы: документы на транспортное средство; документы, касающиеся договора международной перевозки груза; коммерческие документы на груз. Представление указанных документов необходимо для осуществления таможенного контроля за вывозимыми товарами и помещения под таможенный режим временно вывозимых с таможенной территории РФ транспортных средств либо закрытия таможенного режима в отношении ранее временно ввезенных на таможенную территорию РФ транспортных средств.

Таможенный орган не вправе потребовать от перевозчика представления большего количества сведений и документов, чем он должен представить при ввозе. Если в качестве транзитной декларации таможенным органом отправления были приняты транспортные и коммерческие документы в соответствии со ст. 73 - 76 Кодекса, подлежат представлению эти документы.

Как и при прибытии товаров на таможенную территорию, в случае их убытия таможенный орган не вправе запрашивать дополнительные сведения, не предусмотренные ТК РФ. Если представленные перевозчиком документы не содержат требуемых сведений, он может сообщить недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных в произвольной форме. Заполнения каких-либо таможенных документов в этом случае не требуется.

Как правило, указанные сведения и документы представляются перевозчиком. Вместе с тем положения настоящей статьи предусматривают возможность предоставления этих сведений от имени перевозчика любым лицом, действующим по его поручению. Наличие полномочий у лица по представлению документов может быть подтверждено договорами поручения, агентирования, доверенностью и др., оформленными в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 121. Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации

1. Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

2. Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов.

По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии со статьей 407 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 121

По общему правилу, предусмотренному п. 1 комментируемой статьи, погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РФ, допускается после принятия таможенной декларации, что обусловлено необходимостью предъявления товаров таможенному органу для проведения их проверки. Вместе с тем согласно ст. 358 ТК РФ таможенные органы при проведении таможенного контроля должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Следуя этому принципу, ТК РФ предусматривает возможность непроведения проверки таможенным органом вывозимых товаров. В этом случае погрузка товаров в транспортное средство может быть произведена в любой удобный для лица момент, как до, так и после принятия таможенной декларации. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ без проведения таможенной проверки значительно упрощает процесс таможенного оформления и для таможенных органов, и для участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы вправе присутствовать при проведении погрузки товаров на транспортное средство. В этом случае место проведения предполагаемой погрузки должно быть согласовано заинтересованным лицом с таможенным органом. Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться во время работы таможенного органа. В то же время по запросу заинтересованного лица и при наличии возможности таможенного органа погрузка товаров может быть произведена вне установленного времени работы таможенного органа (п. 2 ст. 407 ТК РФ).

Статья 122. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории Российской Федерации

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в Российской Федерации, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

4. При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

Комментарий к статье 122

Основное требование, применяемое к убывающим с таможенной территории РФ товарам, состоит в осуществлении их фактического вывоза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент помещения под таможенный режим, за исключением ситуаций, предусмотренных в п. 1 комментируемой статьи.

Требование о вывозе товаров в неизменном состоянии предусматривалось и ранее действующим ТК РФ применительно к некоторым таможенным режимам - экспорта (ст. 97), временного ввоза (ст. 68), транзита (ст. 36) и др. Однако такое требование не предъявлялось только при изменении состояния товара вследствие убыли или естественного износа, аварии или действия непреодолимой силы (о понятии аварии и действия непреодолимой силы см. комментарий к ст. 70 ТК РФ). Относительно наличия в транспортном средстве несливаемых остатков каких-либо рекомендаций в таможенном законодательстве не было, хотя этот вопрос был камнем преткновения при перевозке некоторых товаров железнодорожным транспортом. Дело в том, что специфические свойства отдельных товаров (например, смолы) приводят к тому, что неподдержание определенной температуры в емкости, в которой находится товар (железнодорожная цистерна), вызывает его сгущивание и значительно затрудняет последующую перекачку в другие емкости. В результате образуются так называемые несливаемые остатки. Поскольку количество фактически вывезенного товара, подтвержденное актами приемки товаров, транспортными и иными документами, в этих случаях не совпадает с количеством товара, указанного в экспортной таможенной декларации, таможенные органы, не принимая во внимание причины расхождения, привлекали экспортера к административной ответственности, хотя фактически его действия никоим образом не затрагивали интересов государства и не представляли никакой общественной опасности.

Комментируемая статья также предусматривает возможность изменения состояния и количества вывозимого товара в случаях, предусмотренных стандартами и техническими регламентами, действующими в РФ, если изменение сведений о количестве товаров произошло из-за погрешности методов измерения, что характерно для экспорта древесины и лесоматериалов. Так, в большинстве случаев по условиям внешнеторговых контактов, заключаемых российскими экспортерами леса с иностранными покупателями, оплата лесоматериалов осуществляется по результатам их приемки покупателем по количеству и качеству. При этом в зависимости от вида лесоматериалов стороны применяют как одинаковые, так и различные способы и методики измерения лесоматериалов. Российские экспортеры до настоящего времени измеряют лесоматериалы преимущественно геометрическим способом, в то время как иностранная сторона применяет и геометрический, и поштучный (с использованием соответствующей электронной аппаратуры) методы. Между указанными методами имеются существенные различия как в самом процессе, так и в результатах измерения (последний более точен). Различие в количестве леса, указываемого в таможенной декларации и принимаемого иностранной стороной, опять-таки приводило к формальным нарушениям таможенного законодательства, и каких-либо инструментов для разрешения этой проблемы таможенное законодательство не предусматривало.

В свете описанной проблемы расширение перечня обстоятельств, которые допускают вывоз товаров в ином количестве и состоянии, чем то, в котором они находились в момент помещения их под таможенный режим, имеет существенное значение.

Ранее неосуществление вывоза товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, рассматривалось как нарушение требования таможенного режима экспорта и влекло ответственность экспортера по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами". Изменив позицию по указанному вопросу, законодатель в п. 3 комментируемой статьи прямо предусматривает, что российские товары могут вывозиться за пределы таможенной территории РФ и в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под таможенный режим. Иностранные товары, как и ранее, подлежат вывозу с таможенной территории РФ в том количестве, в каком они помещались под таможенный режим, поскольку нахождение таких товаров на таможенной территории РФ сопряжено с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а в некоторых случаях и с применением к товарам запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ ГТК РФ от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 21.07.2003 N 806 "Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)".

В некоторых случаях вывоз товаров с таможенной территории РФ сопряжен с возвратом сумм уплаченных ранее таможенных пошлин, налогов, возвратом или возмещением внутренних налогов. В этой связи п. 4 ст. 122 ТК РФ предусматривает механизм подтверждения количества фактически вывезенных товаров. Такое подтверждение производится таможенным органом, расположенным в месте убытия, только по запросу декларанта и при предъявлении товаров. Приказом ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" <*> был установлен порядок подтверждения фактического вывоза товаров, предусматривающий выдачу таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, через которые осуществлялся вывоз товаров, подтверждения фактического вывоза товаров лицам, имеющим отношение к перевозке или декларированию товаров и обратившимся в таможенный орган за таким подтверждением.

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 2001. N 37.

На основании ст. 165 НК РФ для возмещения сумм НДС при экспорте экспортер помимо таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен с таможенной территории РФ, представляет в налоговые органы также транспортные документы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место вывоза, с учетом вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.