logo search
DO_ak_mpravo

Тема 15. Международный коммерческий арбитраж 375

Лекция 20. Международный коммерческий арбитраж 375

Рассмотрение споров в порядке арбитража. Понятие арбитража и виды арбитражных судов 375

Арбитражные соглашения: природа и содержание 376

Компетенция арбитражных судов и применимое право 377

Решения арбитражных судов. Принудительное исполнение арбитражных решений 378

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате 381

Контрольные вопросы к теме №15 383

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 385

ЛИТЕРАТУРА 389

ЧАСТЬ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА, ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКИ

Лекция 1. Понятие международного публичного права

Основные термины:

международное право; международное публичное право; публично-правовые отношения; частноправовые отношения; нормы международного права; нормы императивные; нормы диспозитивные; нормы принципы.

Общее понятие о международном публичном праве

Международное право – это совокупность и система норм, регулирующих межгосударственные (международные) отношения.

Общественные отношения, возникающие в пределах любого государства и выходящие за его пределы весьма разнообразны и многочисленны. Право (правовое регулирование), по своей сути, представляет собой систему юридически обязательных норм, регулирующих общественные отношения. В целях систематизации (упорядочения) правового регулирования, общественные отношения можно разделить на две большие группы: отношения, возникающие и существующие внутри государства и отношения, выходящие за его пределы (международные отношения).

Обе группы отношений также можно разделить, в свою очередь, на две группы. Первую группу (отношения внутри государственных границ) составляют отношения, возникающие в связи с деятельностью государства (его органов). Данные отношения причисляются к публично-правовой сфере отношений и регулируются внутри государства отраслями права, которые относят к публично-правовым (конституционное право, уголовное право, административное право и др.). Вторую группу отношений составляют отношения гражданско-правового характера. Основными носителями данных отношений (например имущественных и некоторых других) выступают лица (юридические, физические). Данная сфера отношений, которую можно определить, как сферу частноправовых отношений регулируется гражданским, семейным, торговым правом и другими отраслями права цивилистического характера.

Деление права на публичное и частное в определенном смысле условно. Оно было заимствовано из римского права и твердо укрепилось в нашей правовой доктрине и системе.

Международные отношения (отношения, выходящие за пределы государственных границ), в свою очередь, также можно разделить на две группы. Одну из них составят отношения инициируемые государством. Эти межгосударственные отношения регулируются международным публичным правом.

Другую группу образуют отношения негосударственного (цивилистического) характера. Носителями таких отношений выступают юридические и физические лица и иные субъекты различных стран. Правовое регулирование таких отношений лежит в сфере действия международного частного права.

Основным субъектом международного публичного права является государство. Особенностью государства, как субъекта международного публичного права, является его независимость от власти другого государства. Государство обладает суверенитетом, под которым понимается верховенство государства на своей территории (государство обладает полнотой публичной власти: законодательной, исполнительной, судебной в пределах своей территории) и независимостью в сфере международных отношений. Таким свойством обладает только государство, что и определяет его как основной субъект международного права.

Объектом международного публичного права выступают межгосударственные отношения.

В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая (надгосударственная) законодательная, исполнительная и судебная власть. Создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксируют их юридически обязательный характер. Таким образом, нормативное предписание поведения государства возникает только с его согласия (с согласия самого субъекта международного права).

В отсутствие международного исполнительного органа власти, исполнение принятых на себя обязательств (норм международного права) также является обязанностью государства.

Как и привлечение к ответственности нарушителей норм международного права в отсутствие общей судебной власти осуществляется также самими государствами.

Таким образом, современное международное право является основой международного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. Развитие современного международного права привело к появлению общих для государств норм (принципов международного права), которые обладают наибольшей юридической силой. В целом, весь массив норм международного публичного права представляет определенную особую систему.