37. «Фигуры мысли»
Культура речи и культура мысли неразделимы, несмотря на то что мысль всегда опережает озвученную или написанную речь. Внутренняя, мысленная, речь находится на высшей ступени по отношению к произнесению или письму, она, в сущности, уже почти Полностью вербализована, говорящему остается лишь ее озвучить (осуществить кодовый переход на акустические знаки) и проин-тонировать.
Поэтому еще в древности возникло понятие «фигур мысли», Иначе — логических фигур, операций. В риторике сплетаются и л°гика, и стилистика, и поэтика, и синтаксис, а в наши дни — еЩе и теория текста (лингвистика текста, синтаксис целого тек-
99
ста). К мысленным структурам и операциям наиболее применимы законы логики, а одно из важнейших требований к речи — это ее логичность, обоснованность, доказательность, непротиворечивость, отсутствие алогизмов, ошибок в построении мысли.
Основные мыслительные операции — анализ и синтез — чаще всего едины, но в исследовании, где требуется выделение частей изучаемого объекта, преобладает аналитическая деятельность мозга, а при конструировании, в частности при построении речи-текста, преобладает синтез.
Анализ в языке, в речевой деятельности применяется в аудировании как способ всестороннего понимания прослушанной речи, ее прямого значения, всех связей и оттенков значений, а также второго плана прослушанного высказывания, его скрытого смысла, возможных вариантов скрытого смысла, линий продолжения, развития сказанного (это относится и к чтению). Анализу подвергаются и языковые структуры — компоненты текста, предложения, состав слов и пр. с целью более точного понимания, а также в образовательных ситуациях.
В деловом мире анализу отношений, ситуаций в прогнозировании возможных перспектив развития событий придается огромное значение, и аналитики-эксперты ценятся превыше всех.
Аналитики способны научно определять причины изучаемых явлений, излагать полученные данные в языковых формах. Анализ служит основным методом и в научных поисках, и в дипломатии, и в познавательной деятельности.
Синтез — это построение целостных структур, в частности речевых, от форм слов и предложений до целых книг, а также воссоздание разрозненных анализом текстов. Синтез имеет место не только в построении речи, но и в понимании воспринятого, ибо само понимание без синтеза невозможно. Синтез — это воссоединение частей, создание целостной картины, целого образа и высказывания. Текст — это продукт языкового синтеза. Модель высказывания такова: анализ на подготовительных этапах и синтез на высших этапах. Модель аудирования представляет собой следующее: синтетическое восприятие текста, анализ его деталей и вариантов, наконец, синтез на ступени понимания (и при чтении).
Синтетическое восприятие компонента текста — его анализ и понимание каждой составной единицы — затем опять синтетическое обобщение, что и приводит к пониманию. Напомним, что все эти процессы не дискретны, они протекают слитно, непрерывно и с огромной скоростью.
Важнейшее логическое понятие — система и производные: системность (системный подход), систематичность и пр.
Здесь слово система употребляется не в философском смысле: система — это объект, где любой предмет предполагает наличие
100
внутренних связей и структуры, а в ключе работающей логики, как форма устройства чего-либо, его организации, совокупность внутренних и внешних связей, некое единство, целостное образование. Поэтому прилагательные системный и систематический допускают шкалу систематичности.
Так, в целях упорядочивания чего-либо, какой-то программы действий говорят о внесении в нее системы как совокупности связей, последовательности, преемственности и перспективности, нарастания или убывания каких-то качеств. А об отсутствии порядка, стройности, связей говорят как о бессистемности.
Естественно, что в риторике система понимается в рабочем, прагматическом смысле этого слова, как способ совершенствования речевой структуры, ее содержания, а понижение системности считается серьезным недостатком.
В риторике, с точки зрения точности передачи мысли в речевых формах, высоко ценится понятие и его определение, или дефиниция. Оно включает в себя:
а) словесное обозначение понятия;
б) его подведение под ближайший род;
в) формулирование 2—3 существенных признаков, отличаю щих предмет от других понятий рода.
Вот пример из морфологии:
> морфема (или часть слова)
Суффикс
» признаки (отличительные):
стоит после корня слова
образует слово с новым значением
в слове может быть 2—3 суффикса — признак несуществен ный.
Логические структуры уместны в деловом и научном стилях и обычно не используются в художественном. Наряду с «общими местами» они придают тексту стройность, связность, убедительность.
В этом же ряду стоят утверждение и отрицание, применяемые обычно в диалогах, особенно дискуссионных. Так, Утверждение может иметь такие формы: простое сообщение как Факт или факты; гипотеза как предположение и приведение аргументов, подтверждающих ее; аргументы — история вопроса, подводящая к обоснованию гипотезы; опора на мнения авторитетов, Цитирование, опубликованные данные других авторов; приведение собственных данных исследования, наблюдений, эксперимента, математических (логических) выкладок. Сюда же может быть отнесено: предложение партнеру с аргументацией, призыв, приказание, проект и план его реализации, концепция новой про-
101
граммы, например в социальной сфере, хозяйственной, и многое другое.
Нередко авторы утверждению предпосылают отрицание либо с целью разрушения чего-то, либо для обоснования новых предложений. Сила такой конструкции речи может оказаться очень большой благодаря контрасту, сопоставлению, сравнению. Примеры такой формы выражения: доказательства ошибочнвсти прежних попыток решения вопроса; опровержение чужих предложений и установок путем показа ошибок, противоречий; доведение чужого мнения до абсурда, ирония, сарказм; опровержение чужих мнений выдвижением альтернативных предложений и гипотез; ссылки на сходные ситуации методом аналогий и пр.
Вариантов утверждения/отрицания бесчисленное множество. В поэтике термин антитеза применяется весьма широко: от простой пары антонимов огромный—крохотный до контраста в замысле и композиции целых книг: противостояние новаторства и консерватизма, добра и зла. Антитеза симметрична, например: «Любовь, постепенно потухая, прошла через все фазисы равнодушия и, наконец, превратилась в положительную ненависть» (Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина).
К рассматриваемой группе «фигур мысли» могут быть отнесены и так называемые типы речи: повествование, описание, рассуждение и контаминированный, смешанный, вариант, известные из школьного курса. Риторика с давних времен огромное внимание уделяла рассуждению, разделяя его на два вида индуктивное, по модели:
Накопление фактов Их анализ и синтез Вывод
наблюдение, сопоставление фактов, микрооткрытие, эксперимент обобщения изобретение
и дедуктивное, по модели:
Гипотеза (тезис) Ее обсуждение, аргументы Вывод
то, что нужно за, против (рекомен- утверждение
подтвердить довалось до 20 и или опровер-
или опровергнуть даже более типов жение тезиса
аргументации)
Поскольку в рассуждении цель — поиск решения проблем, т. е. поиск истины, то рассуждению, доказательству, теории аргументации, гипотезам бывает посвящена чуть ли не половина объема учебников логики (например: Гетманова А. Д. Логика. — М-. 1998).
Аргументы очень разнообразны (от сравнения, сходства, примера, от противного и пр.), но самый убедительный прием — силлогизм как фигура:
102
Формулировка аксиомы, принимаемой без доказательства, л тезиса, доказанного ранее, например: Все люди потенциально разумны и, следовательно, обучаемы.
Что нужно доказать: Коля Н. — нормальный человек, школьник.
3. Значит: Он может учиться, как все, и преодолеет отставание. В практике речи, особенно в быту, первый член опускается как
очевидный и такой усеченный силлогизм называется энтиме-м о й. Слушая или читая текст, мы на каждом шагу воспринимаем эту фигуру в упрощенном виде, не замечая ее и не задумываясь над тем, что убедительность мысли все же обеспечивается энти-мемой.
В заключение далеко не полного перечня «фигур мысли» укажем на ассоциации, т.е. на связи по какому-то одному из огромного множества видов сходства, хранимых в памяти человека. Актуализация одного из этих видов вызывает в мыслях другой. Так, картина снеговых вершин вызовет у одного воспоминание о горнолыжных соревнованиях, у другого — рассказы о снежном человеке, у третьего — книгу К. Федина... Ассоциации бывают не только индивидуальные: картины весеннего леса вряд ли у кого-то вызовут мрачные мысли, тогда как упоминание о 22 июня 1941 г. вряд ли развеселит. Поскольку ассоциации обращены не только к интеллекту, но и к миру эмоций, они обладают огромной впечатляющей силой, особенно в общении близко знакомых людей. Ассоциации широко используются в искусствах — литературе, музыке, живописи, театре.
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Очерк истории риторики
- 1. Истоки
- 2. «Риторика» Аристотеля
- 3. Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
- Глава 2. История риторики: новая эра
- 6. Литература и риторика
- Глава 3. Риторический идеал
- 8. Софистическая риторика
- 9. Античный риторический идеал
- 11. Речевая культура цивилизаций Востока
- Глава 4. Риторика в россии
- 14. Кризис риторики
- Глава 5. Виды красноречия
- 18. Академическое красноречие
- 20. Духовно-нравственное слово
- 21. Деловая речь
- 24. Бытовое общение
- Глава 6. Риторика и культура речи
- 25. Общее понятие о речи и ее культуре
- 28. Культура мысли. Логика речи
- 29. Автоматизм механизмов речи
- Глава 7. Языковой аспект культуры
- Глава 8. Стилистические фигуры
- 36. Собственно риторические средства
- 37. «Фигуры мысли»
- 38. Средства поэтики
- Глава 9. Неориторика
- 40. Общее понятие о речевом акте
- 41. Речевая интенция
- 42. Языковое (внутреннее) структурирование
- 43. Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
- 44. Моделирование процесса восприятия и понимания речи
- 45. Посткоммуникативный этап: обратная связь
- Глава 10. Общая часть
- 47. Афоризмы: мастерство речи
- Глава 11. Материалы к разделу «инвенция»
- 50. Тема и ее выбор
- 52. Топика. «Общие места»
- Глава 12. Материалы к разделу «диспозиция»
- 54. Планы и их виды
- 6 Льем 161
- 56. Образцы моделей и схем
- Глава 13. Материалы к разделу «элокуция». Культура речи
- 57. Стилистика
- 58. Стилистика художественного текста
- 59. Выбор слова
- Сочетаемость (валентность)
- Синтаксис предложения и текста
- Глава 14. Элокуция (продолжение). Стилистические (риторические) фигуры
- 61. Период
- Оксюморон
- 64. Повторы, их виды
- 65. Парадокс
- 66. Звуковая инструментовка
- Глава 15. Элокуция (продолжение). Тропы 68. Общие признаки
- 69. Сравнение, перифраз(а), метонимия
- 70. Аллюзия
- 71. Метафора
- 72. Другие виды тропов, близкие к метафоре
- 73. Прочие средства выразительности речи
- Анаграмма
- Подражание
- Пародия
- Стилизация
- Цитаты, афоризмы, пословицы
- Глава 16. Перечни наименований, используемых в риторике
- Академическое красноречие
- Судебная риторика
- Политическое красноречие
- Военное красноречие
- Деловой мир, деловое общение
- Педагогическая риторика
- 75. Виды речей по их целям
- 76. Стили языка и речи Функциональные стили языка
- 77. Качества хорошей речи
- Фонационные средства
- 79. Речевой этикет. Его ситуации
- Глава 17. Практические советы
- 82. Полемические средства
- 83. Как завоевать слушателей?
- 84. Риторический анализ текста
- 85. Самоконтроль и самооценка
- Глава 18. Речевые ошибки, их предупреждение
- 86. Произносительные ошибки
- 87. Лексические ошибки
- 89. Ошибки в синтаксических конструкциях
- 90. Нарушения морфологической системы
- 91. Редактирование текста
- Тексты-образцы
- Красноречие в Спарте
- Ворон и лисица
- Из диалога «Федр»
- Послание к римлянам, глава 15
- Из «Слова о полку Игореве»
- Из «Поучения чадам»
- Из «Царева государева послания во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами», 1564 г.
- Из «Войны и мира»
- Из Карачаровских записей
- Из речи «о четырех свободах»
- Раздел I. Теория