logo search
ОТВЕТЫ ТГП

9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Действие нормативно-правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения чаще всего указывается в соответствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

А) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

Б) НПА вводится в действие с момента опубликования;

В) НПА вводится поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий;

Г) НПА вводится с момента его принятия;

д) со дня подписания должностным лицом;

Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Фе­деральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных за­конов, федеральных законов, актов палат Федерального Собра­ния» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации и нор­мативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти».

Нормативные правовые акты Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норма­тивный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по ис­течении семи дней после дня их первого официального опубли­кования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении 10 дней после их офи­циального опубликования.

Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго оп­ределенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момен­та получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от Правотворческого органа обусловливает и разновременность (по­степенность) введения этих актов в действие.

Прекращают свое действие нормативные правовые акт~ а) по истечении срока, на который были приняты; б) с измен нием обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распро­страненный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не со­держит пункта, указывающего на акты или положения, утрачи­вающие силу в связи с введением в действие нового норматив­ного правового акта. Причем нередко новый нормативный правовой акт отменяет не один, а довольно много утративших силу нормативных предписаний. Так, Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»1 признал] утратившими силу полностью или частично 137 законов и дру­гих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы административной ответственности.

С действием нормативных правовых актов во времени связа­но понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имен ет (lex adpraeteriam поп valetлат.)», т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку она] уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового' акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юридическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу». Примером мо­жет служить ст. 130 Устава железнодорожного транспорта Рос­сийской Федерации 2003 г.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет об­ратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Имен­но так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды пре­ступлений и полностью исключает ее по отношению к жен­щинам. \

Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Например, ст. 9 нового Жи­лищного кодекса РФ устанавливает: «Действие раздела VIII Жи­лищного кодекса Российской Федерации распространяется так­же на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами».

Б. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ: а) суша, вклю­чая недра и континентальный шельф (продолжение морского бе­рега под водой); б) воды, включая территориальные воды — при­мыкающую к берегу часть моря, не превышающую 12 морских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) при­равниваются территории посольств, морские, речные, воздуш­ные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие территории государств, техни­ческие сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются услов­но к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства, в открытом море и воздушном Пространстве над ним.

На государственной российской территории и территории, Условно приравненной к ней, действуют нормативные правовыеакты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Рос­сийской Федерации являются составной частью ее правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В. Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федера­ции общего характера распространяются на всех лиц, находя­щихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об от­ветственности должностных лиц применимы только к этой, категории граждан и т.д.

В то же время нормативные правовые акты нашего государ­ства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативных правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического] персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.