logo
ОТВЕТЫ ТГП

25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход к типологии государства разра­ботан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая фор­мация, обусловленная определенным 1) уровнем развития производительных сил и 2) типом производственных отно­шений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему клас­совой структурой, эксплуататорской или неэксплуататор­ской природой классовых отношений и его классовойсущностью. Различаются: 1) рабовладельческая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабов рабовла­дельцами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи); 2) феодальная формация (которая характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян фе­одалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смеше­ние собственности на землю и власти над соответствую­щей территорией); 3) капиталистическая формация (кото­рая характеризуется эксплуатацией рабочих капиталиста­ми, экономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право частной собственности на средства производства); 4) коммунистическая формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом», социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производ­ства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «со­циализма», впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуп­равление).

Цивилизационный подход разработан английским ис­ториком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение ис­тории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: куль­турных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Про­гресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсаль­ные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития — «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный кру­говорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, рос­та, надлома и разложения.

С конца 80-х гг. в рамках под эгидой Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) состоя­лось несколько конференций по «человеческому измере­нию» (первая — 1989 г. в Париже). Человеческое измере­ние — это оценка уровня развития цивилизации в кон­тексте реализации прав и интересов человека. Речь идет не только о гарантиях основных прав и свобод личности, но и о социально-экономических благах, борьбе с бед­ностью, защите этнических, религиозных и иных мень­шинств, инвалидов и т.п. По существу международное сотрудничество в сфере человеческого измерения являет­ся одним из проявлений глобализации, вырабатываются единые гуманитарные стандарты для разных народов.